Sign in to follow this  
Followers 0
Hate67

Советские грузовые автомобили

5 posts in this topic

post-201-048670900 1302117783_thumb.jpg ГАЗ-АА Автомобиль создан на базе американского грузовика «Форд-АА» образца 1929 года. Он имел простую и технологичную конструкцию, удобную как в эксплуатации, так и в техническом обслуживании и ремонте. Одной из важных особенностей конструкции ГАЗ-АА было то, что при его производстве дефицитные цветные металлы и легированные стали использовались лишь в ограниченном объеме. Наряду с созданным на его базе грузовиком ГАЗ-ММ в предвоенные годы он являлся самим массовым грузовиком Красной Армии. По состоянию на 20 июня 1941 г. в Красной Армии числилось 151100 машин этого типа. ГАЗ-АА имел простую по конфигурации стальную штампованную раму, к которой с помощью рессор присоединялись передняя и задняя оси. Установленный в передней части рамы двигатель с рабочим объемом 3285 см? при 2200 оборотах в минуту развивал мощность 40 л.с. Благодаря низкой степени сжатия (4,2) двигатель мог работать на любом сорте бензина, а в жаркую погоду — на керосине. Двухместная закрытая кабина первоначально изготавливались из дерева, однако вскоре было освоено производство металлической кабины. Деревянная грузовая платформа грузоподъемностью 1500 кг была снабжена тремя открывающимися бортами. При необходимости здесь могли быть установлены поперечные съемные сиденья для перевозки мотострелков или расчетов буксируемых артиллерийских орудий. Автомобиль обладал достаточно высокой проходимостью по грунтовым дорогам. При движении по шоссе он мог развивать скорость до 70 км/ч, при этом удельный расход топлива на 100 км пути составлял около 20,5 л. Благодаря относительно небольшой осевой нагрузке грузовики ГАЗ-АА при движении колоной в минимальной степени разрушали дорожное покрытие и могли двигаться по мостам с низкой несущей способностью. Одной из важных особенностей конструкции ГАЗ-АА было то, что при его производстве дефицитные цветные металлы и легированные стали использовались лишь в ограниченном объеме. Большинство же деталей изготавливались из чугуна и низкосортной стали. Автомобиль выпускался серийно с января 1932 г. до 1938 г. на Горьковском автозаводе. На московском заводе им. КИМа, кроме того, производилась его сборка из деталей, поставляемых из Горького. Наряду с созданным на его базе грузовиком ГАЗ-ММ в предвоенные годы он являлся самим массовым грузовиком Красной Армии. По состоянию на 20 июня 1941 г. в Красной Армии числилось 151100 машин этого типа. Масса 1810 кг Грузоподъемность 1810 кг Экипаж 2 человека Длина 5335 мм Ширина 1770 мм Высота 1750 мм База 3340 мм Колея 1405 мм Колесная формула 4 х 2 Мощность двигателя 40 л.с. Коробка передач 5-скоростная Скорость по шоссе до 70 км/ч Запас хода по шоссе 215 км
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

post-201-008378200 1302117951_thumb.jpg ГАЗ-ММ В 1938 году в связи с освоением производства нового двигателя ГАЗ-М мощностью 50 л.с. для легкового автомобиля ГАЗ-М1 было принято решение установить этот двигатель и на грузовой автомобиль ГАЗ-АА, проведя при этом модернизацию этого грузовика. Модернизированный грузовик, получивший обозначение ГАЗ-ММ, кроме более мощного двигателя имел более совершенный рулевой механизм, усиленное крепление задних рессор и другие менее существенные изменения. Модернизированный грузовик, получивший обозначение ГАЗ-ММ, кроме более мощного двигателя имел более совершенный рулевой механизм, усиленное крепление задних рессор и другие менее существенные изменения. В таком виде грузовик выпускался до начала Великой Отечественной войны, когда его конструкция была предельно упрощена. В первую очередь, в связи с прекращением поставки с южных металлургических заводов тонкого стального листа с высокими характеристиками по штампуемости, металлическая кабина была заменена деревянной с брезентовым верхом без дверей, вместо штампованных крыльев монтировались Г-образные крылья, изготавливавшиеся методом гибки и сварки. На автомобиле перестали устанавливать передние тормоза, передний буфер и правую фару. У грузовой платформы открывающимся был только задний борт. Военная модификация грузовика имела обозначение ГАЗ-ММ-13. Однако упрощение конструкции ГАЗ-ММ не повлекло за собой ухудшение его характеристик. Неизменными остались его высокая проходимость, надежность, простота технического обслуживания и ремонта. В годы войны этот автомобиль использовался не только для переброски войск и грузов, но и в качестве шасси для установки 37-мм и 25-мм зенитных пушек и счетверенных зенитных установок пулеметов «Максим» (4М). Кроме того, в годы войны на шасси этого грузовика выпускалась санитарная машина ГАЗ-55 и самосвал ГАЗ-410. Выпускались также газогенераторная модификация этого автомобиля ГАЗ-43, которая вместо бензина работала на деревянных чурках. Масса 1750 кг Грузоподъемность 1500 кг Экипаж 2 человека Длина 5335 мм Ширина 2040 мм Высота 1970 мм База 3340 мм Колея 1405 мм Колесная формула 4х2 Мощность двигателя 50 л.с. Скорость по шоссе до 70 км/ч Запас хода по шоссе 215 км
0

Share this post


Link to post
Share on other sites
post-201-021128300 1302118060_thumb.jpg ГАЗ-ААА С точки зрения конструкции ГАЗ-ААА представляет собой трехосную модификацию грузовика ГАЗ-АА. Конструкторы заменили задний ведущий мост двухосной тележкой. Связанное с этим увеличение числа колес позволило не только уменьшить удельное давление на грунт, но и оптимизировать передачу крутящего усилия от двигателя на грунт. В свою очередь, это значительно повысило проходимость автомобиля по проселочным и лесным дорогам. Проходимость его по снегу и мягким грунтам могла быть повышена с помощью установки на задние колеса гусеничных цепей «Оверолл». При движении по шоссе автомобиль развивал скорость 65 км/ч и с полной нагрузкой мог преодолевать подъем в 27°. Автомобиль выпускался на Горьковском автозаводе с 1934 по 1943 год. С началом войны его конструкция была существенно упрощена в целях снижения трудоемкости и стоимости производства, однако его эксплуатационные качества остались без изменения. Существенным недостатком ГАЗ-ААА был относительно слабый двигатель, не позволявший использовать его в качестве тягача дивизионной артиллерии. По этой причине автомобиль использовался в основном для перевозки войск и грузов. Шасси автомобиля ГАЗ-ААА использовалось для производства средних бронеавтомобилей БА-6 и БА-10, штабных автобусов ГАЗ-05-193 и других специальных машин. В частности, на нем монтировалась первая советская серийная радиолокационная станция РУС-2. Масса 2475 кг Грузоподъемность 2000 кг Экипаж 2 человека Длина 5335 мм Ширина 2040 мм Высота 1970 мм База 3200 мм Колея 1405 мм Колесная формула 6х4 Мощность двигателя 50 л.с. Скорость по шоссе до 65 км/ч Запас хода по шоссе 100 км
0

Share this post


Link to post
Share on other sites
post-201-075111700 1302118161_thumb.jpg ЗИС-5 Выпускавшийся с 1933 года Московским автозаводом им. И.В. Сталина грузовой автомобиль ЗИС-5 в предвоенные годы и во время войны широко использовался в качестве транспортного автомобиля, артиллерийского тягача, базового шасси для различных специальных машин. Всего перед началом войны в армии использовалось более 104200 автомобилей этого типа. Грузовик ЗИС-5 представляет собой дальнейшее развитие грузовых автомобилей АМО-2 и АМО-3, конструкция которых в свою очередь основывалась на американском прототипе — грузовике «Авотокар». Двигатель, металлическая двухместная кабина и деревянная платформа грузоподъемностью 3 т у автомобиля ЗИС-5 смонтированы на эластичной раме, которая при движении по пересеченной местности работала как рессора. Двигатель на ЗИС-5 легко запускался в холодную погоду и работал на любом сорте бензина. Запуск двигателя производился электрическим стартером мощностью 0,9 л.с. или вручную с помощью пусковой рукоятки. Топливный бак емкостью 60 л размещался в кабине под сиденьем водителя. Запас хода по топливу при движении по шоссе составлял 205 км. При движении по шоссе автомобиль был способен развивать скорость до 60 км/ч. Средняя скорость при движении по шоссе составляла 30 км/ч, а по грунтовой дороге — до 20 км/ч. По проходимости ЗИС-5 лишь ненамного уступал полноприводным автомобилям и мог успешно эксплуатироваться на размокших грунтовых дорогах. На грузвой платформе с тремя откидывающимися бортами можно было перевозить груз весом до 3 т. Здесь же после установки съемных сидений можно было разместить до 25 человек. Для буксировки прицепа весом до 3,5 т автомобиль имел соответствующее прицепное устройство. Автомобиль ЗИС-5 выпускался до 15 октября 1941 г., когда Московский автозавод ЗИС был остановлен и началось перебазирование его цехов на Восток. Уже в апреле 1942 г. в Ульяновске и Миассе было начато производство военной модификации ЗИС-5В, имевшей предельно упрощенную конструкцию военного времени, когда все материалы дефицитны, а жизнь автомобиля коротка. На ЗИС-5В устанавливались деревянная кабина, сварные Г-образные крылья, деревянная грузовая платформа с одним откидывающимся бортом, металлические подножки были заменены деревянными, на части автомобилей этой модификации вместо эбонитовых рулевых колес устанавливали рулевые колеса с деревянной обшивкой. Принятые меры позволили сэкономить на каждой машине почти 124 кг металла, что с учетом многотысячного производства грузовиков имело огромное значение в трудное военное время. ЗИС-5 и его военная модификация ЗИС-5В отличались высокой надежностью и простотой технического обслуживания и ремонта. В годы войны ЗИС-5В выпускался на автозаводах в Ульяновске и Миассе, с июня 1942 г. было начато его производство и на Московском автозаводе ЗИС. Всего с мая 1942 г. по май 1945 г. было выпущено около 83 000 этих грузовиков. Масса 3 т Грузоподъемность 3 т Экипаж 2 человека Длина 6060 мм Ширина 2235 мм Высота 2160 мм База 3810 мм Колея 1675 мм Колесная формула 4 х 2 Мощность двигателя 73 л.с. Скорость по шоссе до 60 км/ч Запас хода по шоссе 200 км
0

Share this post


Link to post
Share on other sites
post-201-034936300 1302118234_thumb.jpg ЗИС-6 Трехосный грузовой автомобиль ЗИС-6 был запущен в серийное производство на Московском автозаводе им. И.В. Сталина в 1937 году, сразу после освоения этим заводом производства грузовиков ЗИС-5. И это не случайно: с точки зрения конструкции ЗИС-6 представляет собой трехосный вариант грузовика ЗИС-5 и в значительной степени унифицирован с ним. В отличие от своего двухосного аналога ЗИС-6 имеет усиленную раму и радиатор увеличенного заправочного объема. До 105 л был увеличен также объем топливного бака. В его трансмиссии использован двухступенчатый демультипликатор. Задние мосты — проходные с червячным приводом. С каждой стороны автомобиля мосты связаны двумя полуэллиптическими рессорами. Их средние части закреплены на кронштейне, поворачивающемся относительно цапфы, смонтированной на лонжероне рамы. Автомобиль имел также снабженный вакуумным усилителем механический привод тормозов, а также компрессор для накачки шин. Благодаря наличию трех мостов ЗИС-6 обладал хорошей проходимостью по размокшим грунтовым дорогам, болотистой почве, снегу и песку. Проходимость могла быть повышена за счет гусеничных цепей «Оверолл», устанавливаемых на колесах задних мостов. Максимальная скорость движения по шоссе с полной нагрузкой была несколько ниже, чем у ЗИС-5 и составляла 55 км/ч. В частях Красной Армии грузовик ЗИС-6 применялся в качестве транспортной машины общего назначения и как тягач артиллерийских орудий. Шасси этого автомобиля использовалось для создания тяжелого бронеавтомобиля БА-11, топливозаправщиков, автокрана АК-3, походных мастерских и агрегатных автомобилей подвижных электростанций. Боевые машины реактивной артиллерии БМ-13 и БМ-8-36 также были созданы на базе ЗИС-6. ЗИС-6 находился в производстве с начала 1934 года до октября 1941 г., когда началась эвакуация завода ЗИС. После восстановления производства на заводе ЗИС-6 больше не изготавливался. Его место в Красной Армии постепенно начали занимать трехосные грузовики импортного производства. Всего с 1934 г. по 1941 г. было изготовлено 21239 грузовиков ЗИС-6. Масса 4230 кг Грузоподъемность 4 т Экипаж 2 человека Длина 6060 мм Ширина 2235 мм Высота 1970 мм База 3900 мм Колея 1545 мм Колесная формула 6х4 Мощность двигателя 73 л.с. Скорость по шоссе до 55 км/ч Запас хода по шоссе 260 км МОДИФИКАЦИИ: post-201-097174700 1302118352_thumb.jpg После принятия на вооружение авиации 82-мм реактивных снарядов класса «воздух-воздух» РС-82 (1937 г.) и 132-мм реактивных снарядов класса «воздух-земля» РС-132 (1938 г.) Главное артиллерийское управление поставило перед разработчиком снарядов — Реактивным НИИ — задачу создания реактивной полевой системы залпового огня на основе снарядов РС-132. Уточненное тактико-техническое задание было выдано институту в июне 1938 г. В соответствии с этим заданием к лету 1939 г. институт разработал новый 132-мм осколочно-фугасный снаряд, получивший позднее официальное название М-13. По сравнению с авиационным РС-132 этот снаряд имеет большую дальность полета (8470 м) и значительно более мощную боевую часть (4,9 кг). Возрастание дальности достигнуто за счет увеличения количества ракетного топлива. Для размещения большего по весу ракетного заряда и взрывчатого вещества потребовалось удлинить ракетную и головную части реактивного снаряда на 48 см. Снаряд М-13 имеет несколько лучшие, чем РС-132, аэродинамические характеристики, что позволило получить более высокую кучность. К снаряду была разработана также самоходная многозарядная пусковая установка. Первый ее вариант, созданный на базе грузового автомобиля ЗИС-5 и имевший обозначение МУ-1 (механизированная установка, первый образец), имел 24 направляющих, установленных на специальной раме в поперечном положении по отношению к продольной оси автомобиля. Проведенные в период с декабря 1938 г. по февраль 1939 г. полигонные испытания установки показали, что она не в полной мере отвечает поставленным требованиям. Ее конструкция позволила производить пуск реактивных снарядов только перпендикулярно продольной оси автомашины, причем струи горячих газов повреждали элементы установки и автомашину. Не обеспечивалась также безопасность при управлении огнем из кабины автомашин. Пусковая установка сильно раскачивалась, что ухудшало кучность стрельбы реактивных снарядов. Заряжание пусковой установки с передней части направляющих производить было неудобно и требовало много времени. Автомашина ЗИС-5 имела ограниченную проходимость. С учетом результатов испытаний Реактивный НИИ разработал новую пусковую установку МУ-2, которая в сентябре 1939 г. была принята Главным артиллерийским управлением для полигонных испытаний. Установка была создана на базе грузового автомобиля повышенной проходимости ЗИС-6. Она имела 16 направляющих, расположенных вдоль оси автомобиля. Каждые две направляющие соединялись (спаривались), образуя единую конструкцию, именовавшуюся «спаркой», число которых было восемь. Здесь также применялось поддомкрачивание машины, как и на установке первого варианта. Но, благодаря расположению направляющих вдоль шасси автомашины, силы, раскачивающие пусковую установку, прилагались по оси машины на два домкрата, находившихся вблизи центра тяжести. Поэтому раскачивание стало минимальным. В установке заряжание производилось с казенной части, т. е. с заднего конца направляющих. Это было удобнее и позволяло значительно ускорить операцию. Установка имела простейшей конструкции поворотный и подъемный механизмы, кронштейн для крепления прицела с обычной артиллерийской панорамой и металлический бак для горючего, установленный сзади кабины. Стекла кабины закрывались броневыми откидными щитами. Против сиденья командира боевой машины на передней панели был смонтирован небольшой прямоугольный ящичек с вертушкой, напоминающий диск телефонного аппарата, и рукояткой для проворачивания диска. Этот прибор носил название «пульт управления огнем» (ПУО). От пульта шел жгут проводов к специальному аккумулятору и к каждой направляющей. При одном обороте рукоятки ПУО происходило замыкание электроцепи, срабатывал пиропатрон, помещенный в передней части ракетной камеры снаряда, воспламенялся реактивный заряд и происходил выстрел. Темп стрельбы определялся темпом вращения рукоятки ПУО. Все 16 снарядов можно было выпустить за 7–10 с. Дальность полета весящего 42 кг снаряда достигала 8470 м.
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now
Sign in to follow this  
Followers 0

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.