Sign in to follow this  
Followers 0
Lerom74

Немецкие шлемы М16-18

8 posts in this topic

Модель 1916 года

В 1915 армейская группа Gaede (по имени командующего генерала) занимала позиции в горах Вогез, около швейцарской границы. Генерал Гаед был озабочен большим количеством ранений в голову, получаемых его солдатами на этом, «относительно тихом» участке фронта. Возмущенный бюрократизмом и бездействием вышестоящих, он спроектировал собственный шлем и изготовив около 1500 штук, отправил их войскам на своем участке фронта.

Потери личного состава после ввода каски M1916 Stahlhelm резко сократились. Каска же Gaede's была очень тяжелой около 4,5 фунтов. Она состояла из двух частей - мягкого кожаного колпачка и прикрепляемого к нему заклёпками подобию шлема из листов стали. Толстая искривленная стальная пластина защищала только область лба. С длинной носовой частью, свисавшей вниз, подобно шлемам викингов 11-го столетия. Каска оказалась менее чем успешной, но она имела одну характеристику, которую использовали в более поздних моделях - она была изготовлена из хромо-никелевого стального сплава, который оказался очень прочным.

Изображение

Стальная каска Армейской Группы "Gaede"

В феврале 1916 года небольшое количество «стальных шлемов» поступило в войска под Верденом.

Заметное уменьшение количества тяжелых ранений приводит к массовому производству M1916 Stahlhelm, и замены им «пикельхельма» на Западном фронте в течение нескольких месяцев, а на Восточном фронте к середине 1917. Когда новый шлем только начал поступать в войска, солдаты, отходящие в тыл с передовой, передавали свои М1916 тем, кто приходил на их место. На фотографиях того времени можно часто увидеть солдат одного подразделения в разных шлемах – в М1916 и «пикеле». Производство не могло сразу удовлетворить всю огромные потребности.

Корпус шлема формировался из цельного листа и проходил девять стадий штамповки. Заклепки под кламмеры M1891 Pickelhaube позволяли быстро прикрепить подбородочный ремень пекельхельма M1891. Подшлемник крепился тремя заклепками. Он изготавливался из кожи или полосы листового металла с тремя кожаными лепестками и шнуром, которые образовывали очень эффективную внутреннюю систему подгонки размера. Подшлемник был разработан так, чтобы между шлемом и головой было расстояние в один палец по бокам и два пальца сверху. Это должно было предотвратить повреждения головы от ударов по шлему. По бокам шлема имелось две трубочки – «рожки», которые выполняли две функции. Во-первых, осуществляли вентиляцию. Во-вторых, на них навешивалась тяжелая бронепластина, так называемый Stirnpanzer. Пластина имела вырез, которым одевалась на рожки, и затягиваемый на задней части шлема кожаный ремень. Пластина дополняла комплект нагрудной брони, получивший у коллекционеров прозвище «панцирь омара», который весил 35 фунтов. Предполагалось, что эта броня защитит часовых и пулеметчиков, которые были более уязвимы для вражеского огня, чем другие войска. Но солдаты выбрасывали броню при первой же возможности, так как ношение тяжелой брони в траншеях имело сомнительную ценность, что делает в наше время пластину и броню редкой находкой. Stahlhelm выпускался нескольких размеров, как и Pickelhaube. Наименьший размер был 60, наибольший – 68. Было также выпущено некоторое количество размера 70. Шлемы малых размеров - 60, 62 и 64 - имели дополнительный шаг на рожках, дабы бронепластина (которая выпускалась одного размера) могла быть присоединена ко всем шлемам. Размер шлема обычно отпечатывался на внутренней стороне юбки.

Изображение

В конце 1916 проверили камуфлирующие свойства белого покрытия. Успехи не впечатлили. В феврале 1917 года начали выпускать серое холстяное покрытие,

Изображение

Каска M1916 Stahlhelm обтянутая тканью

для удаления бликов на шлеме от солнца и луны. В 1917 шлем был упрощен, «пикельхельмовское» крепление подбородочного ремня заменили на крепление непосредственно к подшлемнику. Этот шлем идентифицируется как «M1917 Stahlhelm». В начале 1918 было опробована ещё одна модификация. Коллекционеры называют эту модификацию «шлем телефониста», или «кавалерийская модель», так как в этой модификации удалили часть юбки шлема, раскрыв уши.

Изображение

M1918 Stahlhelm, С различными типами окраски

Это было сделано для того, чтобы уши не повреждались при близких разрывах взрывной волной, отраженной глубокой юбкой шлема вовнутрь. Модель оказалась не очень удачной, и поэтому была произведена не очень большим количеством.

Stahlhelm окрашивался в цвет Feldgrau, пока приказ Генерального штаба, датированный 7 июля 1918, не установил схему камуфляжной окраски. Камуфляж для новых шлемов наносился по зеленому или коричневому основному фону Зеленые, желтые, охряные и ржаво-коричневые пятна в виде ромбов наносились с черной разделительной полосой шириной в палец. Допускалась подгонка камуфляжа под условия местности. Также существовали камуфляжные схемы без разделительной полосы.

Изображение

Различные маскировочные образцы

Шлем этот оказался самым удачным, причем в обеих мировых войнах. Ни одна страна не смогла разработать такой же сбалансированной по параметрам «цена-эффективность» модели. Впрочем, технологичность и относительная дешевизна шлема обусловились и более развитой, чем у союзников, промышленностью Германии. Например, для русских заводов штамповка крупных деталей из толстого листа долгое время была проблемой. Сборная из трех элементов конструкция каски Адриана, принятой с небольшими изменениями Италией и Россией, показывает, что Франция также не могла позволить себе штамповать каски полностью, а не по частям.

Проблема усиления защиты для шлемов упирается не в толщину брони и не в массу самого шлема (хотя последнее весьма важно для эргономики), а в сами возможности организма противостоять удару и толчку. Даже если лобовая пластина не будет пробита, пуля, отдав свою колоссальную энергию, приведет к гибели человека от контузии, а скорее даже от перелома шейных позвонков. Рекомендовалось даже упирать затылок в какой-то неподвижный предмет в случае использования с шлемом обр. 1916 г. дополнительной пластины. Сомневаюсь, однако, что это помогало, зато наверняка снижало удобство боевой работы. Пластины сильно утяжеляли шлем, снижая удобство носки, а потому носили их редко.Совсем иное дело, когда в шлем попадал осколок или отброшенный взрывом предмет. Его энергия была, как правило, невелика, шлем не пробивался, а удар гасился без видимых последствий для солдата. Без шлема осколочные ранения в голову приводили к тяжелому повреждению или смерти. Шрапнель присутствовала в боекомплектах орудий до 1914 года в количестве от 50 до 75%, и хотя с переходом к позиционной обороне удельный вес шрапнели упал, она все еще широко применялась. Пуля шрапнели, как правило, имела весьма небольшую скорость полета, а ее сферическая форма облегчала рикошетирование при попадании в прочную преграду под углом. Появление касок в немецкой и других армиях резко снизило потери укрытой в окопах пехоты от шрапнельного огня. Впрочем, вне окопа пехота была уязвима как прежде.

Изображение

M1916 Stahlhelm лобовой лист Stirnpanzer

Изображение

Солдат на посту в каске M1916 Stahlhelm

с пластинчатой кирасой Strinpanzer

Надбровная пластина тяжелая, весом около 5 фунтов (2.5kg). Пластина обеспечивала пуленепробиваемость на 150 футов (50 м) и крепилась к шлему кожаным ремнем с двойной заклепкой по бокам, эта конфигурация также использовалась в более позднем М18. Двухрядная заклепочная система, однако, не позволила достаточно растягиваться коже при результирующем давлении и ремни обрывались. Возможно это одна из причин, почему оригинальные ремни на M 18 сохранились редко. Качество обработки края пластин различается. Часто край не гладкий. Он обычно красился в тот же цвет, что и шлемы, но есть много примеров, когда слой краски был настолько тонок, что сейчас кажется, будто был непокрашен. Маркировки производителей обычно штамповались на металле с внутренней стороны справа. Krupp, например, представляется тремя, частично пересекающимися кругами. Другая часто встречающаяся марка - буква R, за которой следуют любые цифры, фигура в форме "звонка" или серии букв и цифр. Часто также встречается штамп букв AK, которые являются официальной военной акцептной маркой. Такой чернильный штамп, также находился на бронежилете, который носился в то же время, что и лобовая пластина. Однако, встречаются подлинные пластины без каких-либо маркировок вообще.
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Тема в стадии разработки ...Изображение

Да уж... Инфа слишком общая.

А вот это меня повергло в замешательство :

Размеры 60 - 64 из-за меньших параметров, имели регулируемую втулку вентиляционного рожка, чтобы держать лобовую пластину одного размера.

Другие фабричные приставки включают K, W, TJ, BF и G.

Gebruder Gn?chtel

Lauter/Sachsen (Саксония)

G (позднее - GL)

Подбородочник и его крепление взяты от пикельхельма.

Ремень от налобной пластины, заходил под задний 3-х мм. выступающий кламмер (чтобы не соскальзывал со шлема), в то время, как боковые были 1 мм.

и т.д.

http://www.nakop.ru/public/style_emoticons/<#EMO_DIR#>/biggrin24.gif

post-599-065039000 1303548606_thumb.jpg

post-599-001687500 1303548607_thumb.jpg

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Благодаря немецкой пунктуальности и педантичности, стальные германские шлемы достаточно хорошо поддаются идентификации в отношении производителя, размера и времени изготовления. Все зависит от степени сохранности самой каски и комплектующих изделий. Практически все детали шлемов и сами шлемы имеют клейма предприятий производителей. Даже такая мелкая деталь как кламер крепления подшлемника мог иметь свою маркировку (как правило, это кламеры довоенного производства, с латунными ножками). Это утверждение относится в первую очередь к шлемам произведенным в Третьем Рейхе, после 1935 года. Встречаются и новодельные кламеры с клеймом 1940 года, практически не отличающиеся от оригинальных.

Однако клейма производителей ставились на стальные шлемы с самого начала их массового производства в годы Первой мировой войны, начиная с 1916 года, с выпуска модели М16.

В период Первой мировой войны, шлемы германского образца производились не только в собственно Германии, но и на нескольких заводах ближайшего союзника - Австро-Венгрии. Ниже представлены таблицы с указанием производителей шлемов Германии и Австро-Венгрии в годы Первой мировой войны.

Каска оснащалась подшлемником из трех кожаных сегментов-подушек, на каждом из которых, находилось по два лепестка с отверстиями для завязки тонкого ремешка, который в процессе эксплуатации заменялся на обычный шнурок, веревку или тесьму. С внутренней стороны каждого из сегментов пришивался матерчатый кармашек, который набивался конским волосом и завязывался при помощи вшитых тесемок. Подшлемник изготавливался из довольно толстой кожи коричнево-рыжего, бежевого, белого цветов. Если для ранних моделей М16 преимущественно использовалась кожа коричневых оттенков, то для поздних моделей, характерно использование кожи белого цвета.

Изображение

Подшлемники М16 коричневого и белого цвета

Подшлемник крепился к шлему на обруче из толстой кожи, при помощи заклепок, позднее заклепки были заменены специальными кнопками - кламерами, которые имели ножки в виде двух "усиков", разгибавшихся в стороны после установки кламера в шлем.

"Рожки" вовсе не были элементом устрашения или прихотью оформления, а несли вполне оправданное функциональное назначение. Втулки "рожек" имели внутреннее сквозное отверстие для вентиляции, а также служили креплением для лобового щитка, устанавливавшегося в случае необходимости, при помощи ремешка для повышения защитных свойств шлема. Щитки предназначались для использования наблюдателями и другими военнослужащими находившимися на линии огня противника. Различная высота "рогов" объясняется тем обстоятельством, что щитки изготавливались одного размера, а каски имели различные размеры.

Щитки выпускались в нескольких вариантах по форме и способу крепления на шлем. История применения защитного налобного щитка на шлеме закончилась довольно быстро. Каски укомплектованные щитками выдерживали прямое попадание пули, чего нельзя было сказать о шейных позвонках владельца шлема. При прямом попадании, особенно с близких дистанций, шея солдата не выдержав силы удара, ломалась.

Изображение

Крепления для лобового щитка, "рога". Установленый щиток

Изображение

Шлемы выпускались в следующих размерах: 60, 62, 64, 66 и 68 см. Размер измерялся по внутренней стороне шлема, по линии крепления обруча подшлемника (отверстий для кламеров). Таким образом, чем меньше был размер шлема, тем больше была высота "рожек".

В процессе активной боевой эксплуатации шлемов М16 выяснилось, что крепление подшлемника на кожаный обод является не очень технологичным, надежным. Кожа была заменена на металл. Шлемы с подшлемником закрепленным на металлическом обруче, получили наименование модификации по году начала производства - М17.

Изображение

Подшлемники М16 и М17 на кожаном и металлическом обручах

(Одинаковое крепление подбородочного ремешка, раннего образца)

В остальном, они ничем не отличались от предшествующей модели, включая аналогичное крепление подбородочного ремешка на специальные кронштейны, позднее - металлические серьги, располагавшиеся на конусных полях каски. На ранних образцах касок М16, эти элементы крепления изготовлялись из меди (латуни), позже они были заменены на стальные.

Изображение

Детали крепления подбородочного ремешка

(Стальная серьга и медный кронштейн)

Изображение

Солдаты Рейхсвера. 1934 год.

Производители стальных шлемов Германии WW1 (Первая мировая война)

post-506-083597700 1303769898_thumb.jpg

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Производство шлемов в период Первой мировой войны, осуществлялось не только в самой Германии, но и на нескольких заводах в Австро-Венгрии.

Основными отличиями между немецкими и австрийскими шлемами можно считать: точку крепления и внешний вид подбородочного ремешка, а также технологию завальцовки края шлема.

1. На немецких касках крепление для ремешка располагается ниже центра конусного поля (близко к нижнему краю), а у австрийцев практически на границе конусного поля и сферы шлема.

Изображение

Германский (слева) и австрийский шлемы

Немецкое крепление ремешка на бобышку характерно для ранних выпусков М16. На М17, в основном, стали использовать стальные серьги как у австрийцев, но точка крепления (близко к нижнему краю) осталась прежней.

2. Завальцовка у немцев по внутреннему краю выступает над внутренней поверхностью шлема образуя бортик, а у австрийцев сделана заподлицо за счет большего выступа (изгиба) кромки шлема на наружнюю сторону.

Изображение

Завальцовка края шлема. Немецкий слева.

3. Подбородочный ремешок у немцев был двух типов, на ранних касках М16 - известный всем - неразъемный, раздвижной, на двух пряжках. Позже ремешок приобрел привычный вид - короткая часть с пряжкой и длинная с отверстиями с креплением на серьги. Австийцы делали широкий в центральной части кожаный ремешок, где по центру имелась прорезь, с пряжкой и подложкой трапецевидной формы.

Изображение

Подбородочный ремешок австрийского образца

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Немного статистики : Изображение

Первыми стальными шлемами находящимися на территории Финляндии были каски «Адриана» М15 (образца 1915 г.) французского производства и их слегка изменённый аналог - каски «Sohlberg» М17 (образца 1917 г.), у которых вместо гребня сверху была металлическая грибовидная накладка. Обе каски состояли на вооружении российской армии и с началом Гражданской войны около 500 касок М17 попало красным финнам. Часть касок захватили белые финны и передали их в Полк Хельсинки и в белую гвардию гарнизонов Вазы и Кякисалми. После войны в 1919 г. во Франции были заказаны французские «Адрианы» в количестве 15 тыс. штук. Эта партия прибыла в Хяменлинна 5.11.1919 на пароходе «Рио-де-Жанейро» (помимо своих касок в числе поставок были и захваченные французами германские М16, М17 и М18). М17 были русского, а точнее русско-финского производства финских фирм V. W. Holmberga и W. Sohlberga, которые находились на территории Финляндии. Вероятно уже после Гражданской войны фирмы изготовили ещё партию касок М17. С 1920-х г. уцелевшие каски армия передала в шюцкор и лотта-свярд, а к началу «Зимней» войны почти все они оказались у финских пожарных и полиции. Пожарные каски М17 целиком были чёрные, а М15 имели спереди накладной ромбовидный знак золотистого цвета, золотистым был и гребень.

Помимо вышеназванных после Гражданской войны в Финляндии оказалось значительное количество германских касок М16, М17, М18 и австрийских касок М18. Германские каски были снабжены выступающими рожками, различавшимися по размеру ступеньки на них. На эти рожки спереди крепился специальный щиток, дополнительно крепившийся с затылочной части каски ремешком. Однако подобных щитков в финской армии не использовали из-за их незначительного количества. Каски созданные в период Первой Мировой войны хорошо прикрывали голову и шею военнослужащего (от шрапнели и для боя в траншеях), но в них, за исключением германской М18, было очень плохо слышно и вдобавок в этих касках было крайне неудобно передвигаться ползком. При движении на лыжах или перебежке вентиляционные отверстия шлема создавали дополнительный свист, и солдаты их часто затыкали подручными средствами.

Незначительное количество германских касок прибыло в 1918 г. с группой финских добровольцев – бывших военнослужащих 27-го егерского батальона германской армии. 14.04.1920 Министерство обороны в своём заключении сделало вывод, что при всех недостатках германские каски были наиболее прочны и практичны, оно также рекомендовало этот тип касок для закупок на нужды армии. В 1922 г в Германии были заказаны 35 тыс. касок, общее же количество стальных шлемов германского и австрийского производства оказавшихся в финской армии и шюцкоре было более 80 тысяч штук. Импортом касок занимались с финской стороны фирмы Finska Lux AB. и W. Martens, а с германской Stanz-und Emailliewerkea A. Westen Celre. Однако всё равно касок не хватало - в 1927 г. в армии было 81290 шт., а требовалось 153710. Часть касок была передана шюцкору, в 1933 г. в нём имелось 18658 германских стальных шлемов разных моделей.

К началу «Зимней» войны большое количество шлемов были в значительно потрёпанном состоянии и уже побывали в ремонте. Всего на 30.11.1939 имелось в армии свыше 75 тыс. стальных германских шлемов. В период «Зимней» войны германские каски красили белыми нестойкими красками или мелом, а в некоторых подразделениях на касках наносили спереди изображение белого черепа, а остальную часть каски разрисовывали неровными линиями на подобии камуфляжных пятен. Подобные изображения с передней части только черепов (без пятен) имели летом 1941 военнослужащие 4-го лёгкого отряда (4 Kev. Os.) и драгунского полка Уусимаа. Каски М16 3-й батареи 15-го артполка имели изображение черепа и пламени на правой стороне каски. Вообще изображение черепа или различных знаков (церковь в Хельсинки, свастика) на касках было характерно за редким исключением только для касок М16, М17 и М18. К весне 1941 в армии уцелело около 70 тысяч германских касок.

Значительное количество касок прибыло после «Зимней» войны из стран оказывающих материальную помощь Финляндии. Почти все каски прибыли уже после окончания боевых действий и в армию попали весной-летом 1940.

В Венгрии заказали 75 тыс. венгерских касок М38. В феврале 1940 г. прибыла первая партия в 23 тыс.штук, в марте ещё 29 тыс., а в апреле последние 23 тысячи. Летом 1940 Венгрия отправила финнам дополнительно 18680 польских касок М35, но к весне 1941 в армии имелось только около тысячи подобных стальных шлемов.

Весной 1940 в Германии было куплено 50 тыс. чехословацких касок М34. В то же время из Италии прибыло 30 тысяч итальянских касок М33, но их внешняя сходность с советскими вынудила использовать их в тылу и артиллерии.

Некоторое количество касок досталось армии от иностранных добровольцев состоявших временно на службе в финской армии. Вместе с датскими добровольцами прибыло от 600 до 1200 датских касок М23, ещё 155 английских касок М16 прибыли вместе с британскими добровольцами, они же привезли и небольшое количество бельгийских касок. Однако последние после войны в 1940 году сдали в металлолом. Швеция передала Финляндии около 8 тыс. касок М26 (неофициальное название шведской каски М21)оставшихся от добровольцев.

После «Зимней» войны Финляндия решила наладить производство собственных стальных шлемов. В Швеции приобрели лицензию на изготовление копии шведской каски М37 которая получила индекс М40 и прозвище «Вяртсиля» по месту изготовления. Всего до осени 1944 было изготовлено 67 тысяч касок М40.

Трофейными касками с гребнем образца 1936 г. финны пользовались неохотно, хотя количество захваченных было огромно – только в войну 1941-1944 г. в трофеи достались 34700 советских касок, главным образом СШ-40 из которых 20 тысяч передали в армию. Использовали их, как правило, в береговой обороне и в тыловых службах.

22.06.1941 г. в армии имелось 293418 различных стальных шлемов.

Получив в 1941 г. себе достойного союзника германский вермахт поделился своими касками - 10.08.1941 в Финляндию прибыло 25 тыс. касок М35 и М40. В августе 1941 из Швеции прибыли ещё 20 тыс. шведских касок М37. 1.7.1943 из Германии прибыли ещё 24282 каски моделей М35-42. Личный состав финского добровольческого батальона войск СС вернувшийся в середине 1943 г. домой в Финляндию, прибыл в своей форме, снаряжении и со стальными шлемами. Общее количество касок моделей М35 и М40 имевших сбоку щиток СС не превышало 1800 штук, но часть из них попала на фото армейских корреспондентов уже на головах финских солдат на фронте.

На фронте каска недолговечна. В период войны 1941-1944 г. наибольшие потери в стальных шлемах были во время наступления частей Красной Армии в Карелии с 1.06. по 15.07.1944 они составили 64205 штук. Большинство этих касок было просто брошено финскими солдатами как ненужный груз при быстром отступлении. Больше всего касок выбросили солдаты 5-го армейского корпуса в боях в глубине Карельского перешейка – 19043. Солдаты 3-го и 4-го армейских корпусов отступая от старой границы на перешейке потеряли соответственно 12813 и 7201 стальной шлем. На Свирско-Петрозаводском перешейке 2-й, 6-й армейский корпус и Ладожская бригада береговой обороны потеряли 6220, 17405 и 560 касок соответственно. ВМФ за этот же период потерял только 963 каски.

Всего за три войны в финской армии находилось от 400 до 450 тысяч касок различных моделей. После войны в 1946-1952 г. финская армия продала свыше 180 тысяч касок, большая часть из которых пошла в переплавку, а вот из 50 тыс. финских М40 сделали походные котлы.public/style_emoticons/default/bravo.gif

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Замечено,что некоторые шлемы найденные в Финляндии имеют серый окрас. Скорее всего, эти шлемы использовались немецким Балтийским флотом,участвовавшим в сражениях в Финляндии в течение весны 1918.

post-599-081179700 1303801190_thumb.jpg

post-599-049310500 1303801202_thumb.jpg

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

На вкус и цвет... ИМХО Лично я считаю, что самая красивая и, в то же время, суровая форма шлемов, которые когда бы то ни было применялись на поле боя - это М -16...18... :wub: :wub: :wub:

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Размер каски это её внутренний диаметр измеренный на уровне отверстий для крепления подшлемника.Что касается касок М16, М17 и М18, то каждая каска времен первой мировой имеет маркировку размера на внутренней поверхности каски рядом с одно, двух или трехзначным кодом производителя.Кроме того, определить размер можно даже по внешнему виду каски. Вернее по внешнему виду креплений для броневого щитка. Итак... Так как броневая пластина выпускалась одного размера на все каски, то соответственно крепления этой пластины должны различаться между собой в зависимости от размера каски.

ИзображениеКаска 62-го размера

ИзображениеКаска 64-го размера

ИзображениеКаска 66-го размера

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now
Sign in to follow this  
Followers 0

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.