дранкель

Бриг "Меркурий", "ПОТОМСТВУ В ПРИМЕР"

2 сообщения в этой теме

Много славных подвигов хранит история русского флота, но есть сражение, о котором надо говорить отдельно. Долго думав и подбирав слова этот рассказ будет о несгибаемом мужестве русских моряков брига «Меркурий».

Командиром столь доблестного корабля был капитан – лейтенант Александр Иванович Казарский, родился 16 июня 1798 года, в Белоруссии Дуброво Витебской губернии. Отец его занимал должность губернского секретаря и управляющего имением князя Любомирского. Семья Казарских была многодетной, пятеро детей: Иван, Александр, Прасковья, Матрена и Екатерина.

Отец Александра Ивановича – Иван Кузьмич Казарский, отдал в 1811 году сына в Николаевское штурманское училище, надо тут поблагодарить светлейшего князя Любомирского именно он дал протекцию Александру Ивановичу.

Черноморский флот принял Казарина в звании гардемарина в 1813 году, ввиду прилежного и старательного исполнения службы (именно такая трактовка была в приказе того времени) произвести гардемарина Казарского в следующий чин мичмана. Много судьба покидала по разным кораблям и должностям, ходил наш капитан на бригантинах «Десна и «Клеопатра», переведен был на Дунайскую флотилию и назначен командиром отряда мелких гребных судов в Измаиле. Назначение на должность продлились пять лет и к 1819 году получив чин лейтенанта, получил новое назначение - фрегат «Евстафий» базировавшийся в Севастополе.

9 июля 1828 года за отличие, проявленное при взятии Анапы, Казарский был произведен в чин капитан –лейтенанта. В это же году за храбрость при взятии Варны его наградили золотой саблей.

В 1829 году состоялось его назначение командиром 18-пушечного брига «Меркурий», надо добавить, что судьба его тесно переплелась с бригом. Александр Иванович и раньше получал назначение на бриг, но после его переводили на линейные корабли. Только буду верен теме повествования – строил этот корабль Осминин Иван Яковлевич – полковник корпуса корабельных инженеров. Построен был сравнительно быстро всего год с января 1819 года по май 1820 года. Предназначался бриг для дозора и разведки, посыльной и крейсерской службы. Даже при полном штиле он имел возможность передвижения 14 весел и гребли ими стоя. Экипаж – 115 человек. Артиллерийское вооружение брига состояло из восемнадцати 24 фунтовых корронад и двух длинноствольных 8 – фунтовых пушек, имевших большую дальность стрельбы.

Шла русско – турецкая война, и не все складывалось хорошо тяжело переживал Николай I сдачу фрегата «Рафаил», командовал им капитан 2 ранга Семен Михайлович Стройников, и за два дня до героического боя «Меркурия», он сдался в плен туркам без единого выстрела спустив Андреевский флаг. Это был первый и единственный случай нарушения Морского Устава утвержденного Петром I – русский корабль спустил флаг. Турки, получив фрегат целым и не вередимым - переименовали его в «Фазли – Аллах» (данный богом). Читающие эти строки могут недоумевать , к чему фрегат , тема то про бриг геройский, а нет братцы тут и заключается интрига рассказа. И в момент сражения капитан – предатель Стройников находился на борту «Реал –бея», так как знал собака все возможности и характеристики Севастопольской эскадры. На кол его конечно надо было, но к сожалению история замалчивает судьбу подонка. Даже более того предатель и на «Меркурии» засветится успел, покомандовал и бригом. Вот так и сошлись две судьбы – предателя и героя. Одна – бесславная, а другая – бессмертная.

Омраченный горем Николай I издает указ: -« Уповая на помощь Всевышнего, пребываю в нажеде, что неустрашимый Флот Черноморский, пылая желанием смыть бесславие фрегата «Рафаил», не оставит сей корабль в руках неприятеля. Но когда он будет возращен во власть нашу, то почитая фрегат сей впредь недостойным носить Флаг России и служить наряду с прочими судами нашего флота, повелеваю вам предать оный огню».

Разгромив турецкую эскадру в Синопском сражении , флагманский корабль Нахимова « Императрица Мария» залпом из ста пушек разнес фрегат «Рафаил» в щепки.

Воля императора была выполнена. Свой доклад П.С Нахимов начал со слов: « Воля Вашего Императорского Величества исполнена – фрегат «Рафаил» не существует».

О как, да строго раньше было, не то что сейчас, страшно подумать было о потери чести. А вот бывший министр обороны Сердюков, думаю сторговался с турками - выкупил бы его обратно обокрав казну параллельно и открыл бы на нем шавермы. Ладно увлекся, вернемся к героям.

Как только солнце легло лучами на гладь морскую, турецкая эскадра 14 мая 1829 года вышла из Босфора св составе 6 линейных кораблей, 2 фрегатов, 2 корветов, 1 брига, 3 тендеров. Заметив русские корабли, турки пустились в погоню. Вот ведь басурманщина не могут с равными только с преимуществом «герои мокрожопые».

Противостояли туркам надо сказать всего три корабля: - фрегаты «Штандарт» и «Орфей» были быстроходными и тихоходный бриг «Меркурий». Командир русского отряда поднимает сигнал : «Избрать каждому курс, каким судно имеет преимущественный ход». Фрегаты быстро скрылись за горизонтом, «Меркурий» отставал в скорости, и к 14 часам дня турки двумя линейными кораблями стали настигать «Меркурий». Ими были 110-пушечный «Реал – бей» и 74-пушечный «Селиме», понравилось видать трофеи хапать , да вот только помня про царский указ и Морской Устав не было басурманам халявы. Шансы чтобы выиграть бой отсутствовали вообще как таковые, 184 пушки турков, против 20 наших, и благополучное стечение боя в неизбежности которого никто не сомневался были в руках Всевышнего. Как пишет Казарский в рапорте командующему Черноморским Флотом адмиралу А.С. Грейгу: «Первым попросили высказаться поручика корпуса штурманов Прокофьева, который предложил: «Взорвать бриг, когда он будет доведен до крайности» далее вследствие этого мнения, принятого всеми единогласно, было положено защищаться до последней возможности и если будет сбит рангоут, или откроется большая течь, тогда схватиться с ближайшем неприятельским кораблем, и тот офицер, который останется в живых, должен зажечь крюйт – камеру., для чего на шпиль был положен пистолет!» Командир обращается к нижним чинам: «Государь ждет от нас сохранить честь императорского флага, турки хоть и превосходят нас числом, да только русского духа им не достанет никогда». Все единогласно объявили, что будут до конца верну флагу и долгу, присяге! Успокоенный единодушием Казарин приказывает: «Прекратить действие веслами, поставить людей к пушкам, сбросить в море ял, висевший за кормой, и открыть огонь из ретирадных портов». Около получаса «меркурий» маневрирует и умело уклоняется от турецких ядер, но попадает меж обоими кораблями противника, и с линейного корабля капудан – паши «Салиме» закричали по-русски :»Сдавайся! И уберай паруса». Залпами обоих бортов был ответ геройского экипажа, Хорошо ответили комендоры на предложение сдаться, вынудив два сильных корабля сместиться за корму брига, открыв беглый огонь книппелями, ядрами и картечью. «Меркурий» охватил пожар, турецким ядром заклинило руль, не задумываясь трюмный плотник Никита Филатов с топором за поясом прыгнул за борт счет то шёл на минуты. Метким огнем канониров брига разнесен в щепки гротовый рангоут стопушечного корабля турков, возникший чуть позже пожар заставляет его выйти из боя. Трюмному плотнику удается расклинить руль брига, но 74 – пушечный «Селиме» уже рядом, ввиду пленения судна и экипажа Казарин принимает решение идти на сближение так как не было другой возможности спасти честь и флаг. Направив бриг в сторну турецкого корабля Казарин приказывает прекратить стрельбу, турки ликуют , вот и еще один трофей, но скоро понимают флаг не спущен и вряд ли это будет победой, - скорее смертью.

В панике турки выпрыгивает за борт, в надежде спастись в море, воспользовавшись паникой на турецком корабле Казарин приказывает открыть огонь и счастливый выстрел перебивает нок-фор-марс –рею, падение которой путает такелаж турок. Чуть более пяти часов второй половины дня бой стих, «Меркурий» с гордо развивающимся флагов шел в родной Севастополь.

Урон причиненный нашему кораблю состоял: - из четырех убитых, шести раненых, пробоин 22, рангоут 16, паруса 133 и такелаже 148, сверх того разбиты гребные суда и повреждена пушка.post-6860-0-22470000-1355580763_thumb.jp

"В заключение он пишет, что "не находит слов для описания храбрости, самоотверженности и точности в исполнении своих обязанностей, какие были оказаны всеми вообще офицерами и нижними чинами в продолжение этого трехчасового сражения, не представлявшего никакой совершенно надежды на спасение, и что только такому достойному удивления духу экипажа и милости Божией должно приписать спасение судна и флага Его Императорского Величества".

"В воздаяние блистательного подвига брига "Меркурий", вышедшаго победителем из беспримернаго боя 14 мая им выдержанного противу двух турецких кораблей, Государь Император всемилостивейше пожаловать соизволил: командира капитан-лейтенанта Казарского в капитаны 2 ранга, с назначением флигель-адъютантом к Его Императорскому Величеству, и сверх того кавалером ордена св. Георгия 4 класса; лейтенантов Скорятина и Новосильского, мичмана Притупова и поручика корпуса флотских штурманов Прокофьева следующими чинами, и первых орденами св. Владимира 4 степени, а Прокофьева, как предложившаго мужественный совет взорвать бриг, орденом св. Георгия 4 класса. Всем нижним чинам знаки отличия военного ордена. Всем вообще, как офицерам, так и нижним чинам, в пожизненный пенсион двойной оклад жалованья по окладу, какой они получали до Настоящего времени. Вместе с тем Его Императорское Величество соизволил отличить и самый бриг, пожалованием на оный Георгиевскаго флага. А дабы увековечить в роде сих офицеров память примерной их храбрости и мужественной решимости на очевидную гибель, Государь Император соизволил повелеть, чтобы пистолет, как оружие избранное ими для взорвания на воздух при невозможности продолжать оборону, был внесен в гербы их".

Кроме награждений указ императора Николая 1 повелевал "...Мы желаем, дабы память безпримернаго дела сего сохранилась до позднейших времен, вследствие сего повелеваем вам распорядиться: когда бриг сей приходит в неспособность продолжать более служение на море, построить по одному с ним чертежу и совершенным с ним сходством во всем другое такое же судно, приписав к тому же экипажу, наименовать его "Меркурий", на который перенести и пожалованный флаг с вымпелом; когда же и сие судно станет приходить в ветхость, заменить его другим новым, по тому же чертежу построенным, продолжая сие таким образом до времен позднейших. Мы желаем, дабы память знаменитых заслуг команды брига "Меркурий" и его никогда во флоте не исчезала а, переходя из рода в род на вечныя времена, служила примером потомству."

"Морской сборник 1850год"

3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Меня очень интересует именно этот отрезок истории.

Добавлю к Вашему рассказу еще немного фактов:

Изображение

Чертеж знаменитого брига

После капитального ремонта в 1832-36 годах «Меркурию» довелось повоевать на Русско-турецкой войне 1837-39 годов, где он участвовал в высадках десантов на кавказском побережье. Не обошла корабль стороной и Крымская война.

В 1855 году корпус «Меркурия» использовался в качестве понтона при наведении моста через севастопольскую Южную бухту, а годом позже судно отбуксировали в Николаев, где легендарный бриг стал... плавучим складом. В ноябре 1857 года «Меркурий» разобрали на части по причине крайней ветхости.

В память о подвиге Казарского и его команды особым приказом было предписано навсегда сохранять в списках флота корабль под названием «Память Меркурия». А скромный памятник Александру Ивановичу Казарскому и поныне стоит на одном из холмов в черноморской твердыне российского флота - Севастополе. Памятник, напоминающий потомкам о бессмертной славе «Меркурия».

Изображение

Памятник А. И. Казарскому и подвигу брига "Меркурий" - первый монумент, воздвигнутый в Севастополе

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу