SmOl

Бронепоезд №1

32 сообщения в этой теме

post-3090-0-62061900-1356366712_thumb.jp

Тайна гибели уникального коломенского бронепоезда №1 так и не раскрыта...

Вскоре после начала Великой Отечественной войны на Коломзаводе был построен мощный и хорошо вооруженный бронепоезд. Позже — еще один. Судьба второго была достаточно удачной. А вот особый бронепоезд №1 “За Сталина”, команда которого состояла на 87% из работников завода, погиб в своем первом бою под городом Гжатском (Гагарином) в октябре 1941-го. Глупо погиб, нелепо. В том страшном бою, кровавой мясорубке, полегла практически вся его команда… Вокруг инцидента осталась масса тайн и недомолвок. Еще в 1966 году ученики одной из коломенских школ под руководством своей учительницы собирали данные о бронепоезде на месте его гибели, но многого так и не узнали...

Странная история со множеством знаков вопроса. Почему мощная машина была загнана в явно заранее подготовленную немцами ловушку, где ее просто расстреляли? Куда после боя исчез командный состав? Где захоронены погибшие бойцы с бронепоезда? Кстати, машину даже не успели (?) зарегистрировать как боевую единицу и приписать к какой-либо из частей действующей армии — то есть бронепоезда по документам просто не было. По этой причине выжившим в том страшном бою не выдали удостоверения участников ВОВ…
Уже в перестроечные времена (1985—1987 гг.) коломенские поисковики вновь поехали под Гагарин. Это был отряд “Дон Кихоты”, один из родоначальников нынешнего поискового движения. Расспрашивали очевидцев и участников событий осени 1941-го и аккуратно записывали все услышанное. Подобрался интереснейший архив, по крупицам восстанавливающий ход событий. Правда, это рассказы людей, в основном пожилых, — они могут считаться лишь версиями. Но ведь когда несколько версий сходится, они превращаются в факты.
Как вспоминали участники событий, бронепоезд №1 действительно был внушительной машиной — более 20 вагонов, 4 из них предназначены для личного состава. Даже баня была, пар для которой брали из паровоза. Поезд состоял из двух частей — боевой и ремонтной, или базовой. Как раз первая часть с находившимися на ее борту бойцами (порядка 100 человек) и приняла единственный бой. Состояла она из четырех платформ, в том числе двух зенитных, паровоза и контрольных площадок с запасом путевого материала и инструмента. Оснащен был бронепоезд четырьмя 76-миллиметровыми танковыми орудиями, восемью пулеметами максим (еще два спаренных пулемета “ДТ” могли вести круговой обстрел), зенитными установками и т.д. Плюс винтовки бойцов и два ящика гранат-лимонок. Мощная машина. Очевидцы утверждали, что толщина брони достигала 45 мм и во время полигонных испытаний снаряды ее не брали…
Строительство поезда было завершено в рекордно короткие сроки — к 10 сентября 1941 года. В течение полутора месяцев команду готовили к ведению боевых действий, командиров набрали из числа кадровых военных, выписанных из местного госпиталя.
Что касается личного состава… в основном на бронепоезд шли добровольцами, но были и, если можно так их назвать, приглашения. В.Т.Сазонов с начала войны работал при заводе им. Куйбышева мотоциклистом. Однажды вез будущего командира бронепоезда майора Алыбина, и тот высказал пожелание иметь у себя в команде такого мотоциклиста. На следующий день Сазонова вызвали в партком и предложили записаться добровольцем, объяснив, что, если он не согласится, его все равно призовут в армию через горвоенкомат. Но Владимир Тихонович ничего против не имел. Судьба была благосклонна к нему — во время боя он оставался в базовой части бронепоезда, не участвовавшей в сражении. Он вспоминал потом, что в “резервной” команде царила странная атмосфера: никто ничего не знал. Ни о боевой задаче, ни — позже — о самом сражении… Но обо всем по порядку.
9 октября с митингом, цветами, при большом скоплении народа бронепоезд торжественно проводили на фронт. Примерной задачей его стало “выдвинуться на 174-й км (Московской ж/д, участок Можайск—Гжатск) и огнем артиллерии уничтожить скопление вражеских солдат и техники на шоссе Москва—Минск, которое в этом месте близко подходит к железной дороге” — так писала в июле 1967 года газета “Красное знамя”.
Бронепоезд вышел из Москвы в Можайск (где оставил свою базовую часть), а оттуда — прямиком на Гжатск, который уже к тому времени был занят немцами. Враги были и во всех окрестных селениях, они были повсюду. Неужели наша разведка этого не знала? Кстати, перед выходом поезда на боевую позицию командование все же отправило вперед разведчиков. В их числе был Ф.К.Черепахин, радист. Он рассказывал, что разведка проводилась на двух броневиках, выехали они из Можайска. Целью было не только оценить обстановку, но и получить в некоем штабе (?) указания насчет дальнейших действий. Наутро они оказались в районе селения Батюшково. На железной дороге бригада ремонтников спешно исправляла пути, накануне преднамеренно разобранные “чтобы немцы не прошли”. Говорили, что должен появиться какой-то поезд. И он появился. Особый бронепоезд №1 “За Сталина”. Не дождавшись окончательных сведений от своей разведки. По рации, которая была у разведгруппы, было получено сообщение: “Говорит командир бронепоезда. Я вступаю в бой”. Это было 14 (по другим сведениям — 13) октября.
Классическая версия боя выглядит так: поезд выехал на открытое место в районе 174-го км Московской ж/д — дорога находилась на приличном возвышении из-за насыпи — и попал в ловушку. С одной стороны его начали обстреливать немецкие танки, с другой — артиллерия. Мост впереди был заминирован, железнодорожные пути сзади взорваны. Блокированный, поезд отстреливался сколько мог, сильно пострадал, загорелся, и экипаж начал покидать его. Выжить удалось немногим. Те, кого немцы взяли в плен, были почти сразу же расстреляны.
Но рассказы очевидцев несколько отличаются от этой версии. Участники событий говорили о странных маневрах машины и не менее странном поведении командования. Вот как описывал бой М.Т.Фокин, бывший на бронепоезде одним из машинистов и ведший его в бой: “Когда мы выехали на открытое место у 174-го км, увидели танки. В темноте ведь не разглядишь чьи (было раннее утро). Но тут заметили идущего по шпалам старика. Остановились, спросили: кто тут? Услышали в ответ: немцы. Бронепоезд сразу же открыл пальбу. Немцы были застигнуты врасплох, но постепенно начали отвечать. Несколько танков бронепоезд поджег. Но и ему досталось. Был пробит тендер, вытекла вода, а без нее почти невозможно было двигаться. Тогда мы отошли до селения Колесники. Там у нас с Алыбиным возник спор. Я требовал вернуться в Батюшково, починиться, что возможно, и, главное, заправиться. Но командиру понравилось, как факелами пылали немецкие танки. И он, несмотря на протесты старшего машиниста, отдал приказ вновь идти на 174-й км. Я был вынужден подчиниться. Вернулись мы туда уже засветло. Немцы нас ждали, и одним из первых ударов был разбит тормозной рукав, соединяющий паровоз с платформой. Бронепоезд остановился… Затем снаряд попал в котел. Каких-то долей секунды хватило тем, кто находился в рубке, чтобы кинуться к открытым заранее дверям. Взрывной волной нас, ошпаренных, выбросило из машины”. Михаилу Трофимовичу повезло, он остался жив.
В свидетельствах некоторых очевидцев говорится о том, что бронепоезд все же выполнял свою боевую задачу, обстреливая Минское шоссе, а не только отстреливался от немцев. По одним версиям, боеприпасов хватило ненадолго и команда эвакуироваться была дана уже после их окончания, по другим — боеприпасы остались и после боя, а гитлеровцы вывозили их позже на специально подогнанном транспорте. Впрочем, последний вариант кажется менее правдоподобным, если сопоставить свидетельства.
Фигурировали в описании боя и самолеты. Вот что рассказывали жители местной деревни Петрецово А.Г.Андреев и В.В.Дмитриев: “Когда бронепоезд начал отступать в сторону Можайска, с аэродрома за деревней Фролово поднялись самолеты”. Они якобы разбомбили рельсы спереди и сзади поезда и взорвали злополучный котел. В деталях описания очевидцев расходятся, но о наличии воздушной атаки говорили многие.
Неоднократно шла речь и о некоем предательстве. Л.Р.Огульник был помощником комиссара бронепоезда по политчасти. Вот его воспоминания: “Бой проходил несколько странно. Фактически сражения не было (еще одна версия событий). Бронепоезд вывели на насыпь. Вокруг было поле с замаскированными в стогах сена вражескими танками и орудиями. Поезд почему-то остановили на этом месте, и он стал прекрасной мишенью. Начался обстрел. Комиссар Кузьмин (Кузнецов?) потом успел рассказать, что оперуполномоченный НКВД, весь в крови, подбежал к нему и крикнул: “Нас предали, комиссар! Принимай командование на себя!” Но комиссара контузило. Бойцы решили выходить через нижний люк. Комиссара вынесли на руках”. Через несколько дней он умер в Можайске.
О судьбах побывавших в том страшном бою бойцов известно немногое. Домой вернулись считанные единицы. Что стало с командиром бронепоезда майором Петром Алыбиным, также выяснить не удалось. По одной из версий, он сдался в плен вместе с боевым знаменем. Но этого никто из участников событий не видел, воспоминания опирались лишь на рассказы собратьев по несчастью. Говорили, что командир вместе с другими захваченными в плен бойцами был расстрелян немцами. Одно ясно: с места сражения он не вернулся.
В.Т.Сазонов рассказывал, что после боя на дрезине на базу вернулось пятеро спасшихся, в том числе контуженный комиссар. А на следующий день пришло еще шесть человек из боевой команды. Они были в грязи и тине. Люди рассказали, что попали в плен, но им удалось бежать. Вскоре после этого их забрал СМЕРШ (спецотдел, командир — полковник Карасик), и больше о судьбе этих шестерых выживших ничего не известно.
В команде бронепоезда было три женщины: боец Елизавета Кубышкина (за доблестный труд еще до войны она была награждена орденом Ленина), медсестра Клавдия Макарова и радистка (?) Серафима Петрухина. Все они погибли. Наиболее подробно судьбу двух из них описал Ф.К.Черепахин: “Когда поступил приказ отступать, Лиза Кубышкина это сделать отказалась, сказала, что боится. Всех, кто остался в бронепоезде, фашисты расстреляли… Клава Макарова идти не могла. Андрей Кузнецов, сварщик, взял ее на руки и отнес к лесу. Когда он положил ее на землю и снял с нее ремень, Клава сказала: “Если будут немцы, не отдавай меня, лучше убей”. Когда Андрей расстегнул ее гимнастерку, то увидел, что тело Клавы сильно ошпарено”. Клава Макарова находилась в рубке машиниста вместе с Михаилом Фокиным и сильно пострадала при взрыве котла. Что касается Лизы Кубышкиной, то версия с расстрелом кажется правдоподобной: Нина Балаболичева, местная жительница (в 1941-м ей было 11 лет), рассказывала, что видела после описываемых событий несколько трупов близ будки путевого обходчика. Среди них был труп молодой кудрявой белокурой женщины…
Захоронение поисковикам найти так и не удалось. Во всяком случае, попытки раскопов в указанных людьми местах успехом не увенчались. Местные жители рассказывали, что хоронили тогда тела и около насыпи (но ее позже перенесли, и теперь трудно что-либо там найти), и где-то на окраине Петрецова. Говорили, что на местной пашне после войны долго находили кости. Но вот чьи, неизвестно — война все перемешала. Упоминалось и о перезахоронении останков на военном кладбище в Гжатске, но сей факт документально не подтвержден. Поле под Гжатском навсегда осталось братской могилой коломенцев. Красивые там места…
Памятник. Вопрос о нем, по свидетельству краеведа В.М.Афанасьева, поднимался еще в 1967—1968 годах. Но где-то в правительственных кругах не порекомендовали этого делать “из-за какого-то предательства”.
В 80-х годах “Дон Кихоты” вновь начали пробивать идею памятника и нарисовали эскиз. Коломенский горком ВЛКСМ, возглавляемый В.М.Шкуровым (ныне — замглавы администрации Коломны), пошел навстречу ребятам, и при активной поддержке Коломенского завода и администрации г. Гагарина памятник был установлен на месте гибели особого бронепоезда №1 “За Сталина”. Сейчас мимо проносятся поезда и гудят, салютуя…
Фрагментов боевой части бронепоезда поисковики также не обнаружили. Нашли однажды какой-то проклепанный кусок и приняли за искомое. Но, как потом оказалось, это была деталь покореженного моста. Рассказывают, что останки машины увезли после войны на переплавку. А базовая часть поезда была отогнана в Коломну. Затем ее направили в Москву, на Рязанский вокзал. После долгих мытарств оставшихся в живых членов команды отправили на восстановление Коломзавода.
Сейчас из уцелевших бойцов бронепоезда в живых не осталось никого. В прошлом году умер последний участник описанных событий С.И.Глуханчиков. Он вернулся в 41-м, на базу на той самой дрезине, о которой рассказывал В.Т.Сазонов. В последнее время Сергей Иванович сильно болел и вспоминать страшный октябрь отказывался. Удостоверение участника ВОВ он так и не получил...


Бронепаровоз (модернизированный 9П) особого бронепоезда № 1 "За Сталина". Сентябрь 1941 г.
post-3090-0-63005800-1356358770_thumb.jp
Бронепоезд "За Сталина", подбитый в бою с немецкими танками 11.10.41 г. Западный фронт, район Гжатска.
post-3090-0-68367900-1356358854_thumb.jppost-3090-0-60946000-1356358905_thumb.jppost-3090-0-68881600-1356358927_thumb.jp
Бронеплощадка ПВО особого бронепоезда № 1 "За Сталина", вооруженная 12,7-мм пулеметом ДШК.
post-3090-0-77189700-1356358982_thumb.jp

Артиллерийская бронеплощадка особого бронепоезда № 1 "За Сталина" с башнями от танка Т-34. Сентябрь 1941 г. post-3090-0-73516600-1356364232_thumb.jp Изменено пользователем kolynchik
9

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сильно написано.спасибо за рассказ.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Много неизвестных страниц ещё в этой Войне ! Все наверное и не открыть ни Нам ни Нашим потомкам

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сильно написано.спасибо за рассказ.

Был на том месте недавно... Впечатления ещё более сильные. И на аэродром вышеупомянутый заходил...
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А если прочесть как этот же бой описан у немцев - вопросов будет куда меньше. С танками он не сражался, его вроде как ебнули со второго выстрела из 75мм орудия штуга. Вроде как взрыв БК. скопления немцев (с немецкой стороны по описанию) там не было. Я думаю после взрыва БК поезда будет мало выживших - уж если у КВ рвется БК - то он расхерачивается в радиусе 1.5 км на такие мелкие фрагменты, то что говорить о бронепоезде и уж тем более о экипаже?! Лучше действительно напишите как там сейчас - копал там рядышком, но до самого места не дошел. камрад вроде как не далеко по осени уже по водище там бойца взял из ячейки

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

на сколько я помню строки у немцев - немцы тогда двигались маршем по Гжатскому тракту.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А если прочесть как этот же бой описан у немцев...

Лучше действительно напишите как там сейчас - копал там рядышком, но до самого места не дошел.

камрад вроде как не далеко по осени уже по водище там бойца взял из ячейки

Откуда инфа от немцев? Где почитать?

Там был "на разведке" Не копал. А сейчас там наверное снег... Весной пойду копать. Присоединяйтесь.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

мне далеко и считаю там не совсем перспективное место, хотя может в тех краях мы и по зиме появимся на блины) еще в том году там парочку блинов с очень вкусными помойками присмотрели) инфа из книгиНиколая (фамилию не помню) зигфрид с вв2 - он книгу написал на основе немецких доков штабных за 2 мот див Дас Райх. именно она и наебнула его. На сколько я помню немцы описывают практически тотальную сдачу наших в плен с оружием и пушками и т.д. ежедневно - на памяти ток пара боев и все. Есть мечта в котел какой-нить попасть - не рыл там за 6 лет ни разу)

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А если прочесть как этот же бой описан у немцев...

Лучше действительно напишите как там сейчас - копал там рядышком, но до самого места не дошел.

камрад вроде как не далеко по осени уже по водище там бойца взял из ячейки

Откуда инфа от немцев? Где почитать?

Там был "на разведке" Не копал. А сейчас там наверное снег... Весной пойду копать. Присоединяйтесь.

Дивизия СС Рейх под Москвой!!!
1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Был в музее завода там версия несколько другая. А про второй бронепоезд заводчане рассказывали, что до фронта не дошел, разбомбили. С ув.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Этот случай действительно описан в книге Николая Калинина - "Дивизия СС Райх в боях под Москвой". Там даже схемка где то была.. с названием полка который предположительно уничтожил бронепоезд. Довелось увидеть на другом ресурсе случайное нахождение мини лежака для персон из полка "G" SS Reich и егерей под Серпуховым - вот это действительно загадка.. причем в документах это нигде не описывалось.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

очень интресно. вообще немецкие данные тоже не совсем достоверные. агитпрограмма работала, вот и писали что наши везде сдавались и потерь с нем. стороны не было.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

За статью :privetstvuu: ,плюсы кончились... Вот просто кто мне может подсказать,тут в показаниях несрастуха..,рельсы взорвали,вроде и бомбили...,поезд заблокировали.. ..а дрезина на пневматиках низкого давления или на гусеничном ходу бойцов вернула...,или под землёй по узкоколейке....? :rukalico:

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

За статью :privetstvuu: ,плюсы кончились...

Вот просто кто мне может подсказать,тут в показаниях несрастуха..,рельсы взорвали,вроде и бомбили...,поезд заблокировали..

..а дрезина на пневматиках низкого давления или на гусеничном ходу бойцов вернула...,или под землёй по узкоколейке....? :rukalico:

Если из истории убрать всю лож, это не значит что останется одна только правда.

В итоге может вообще нечего не остаться. :privetstvuu:

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Возможно дрезину можно было вручную поставить на ровный путь... Жить захочешь, и на руках её понесёшь. Хотя как расценивалось тогда это бегство с поля боя?

Ну и как сккзал Иваныч - много неизвестных страниц ещё...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

какое бегство с поля боя? если в БК влетает снаряд и тот детонирует - считай писта в радиусе 300 метров всему - если конечно бронепоезд из рогаток не стрелял... Про СС под серпуховым - откуда дровишки? Был случай по слухам под клином взяли чела в черном - тоже кричали СС СС - а по сути дела какой-то танкист из 6й танковой или даже по отступлению из какой другой дивизии. Щас тоже мне личку на соседнем ресурсе взорвали тем что кто-то вынес якобы лежак СС под Корекозево что в районе калуги - мол кацок черных с рунам понабрали и т.д. + как обычно танк подняли из болота целый типа даже крест виден - копали типа с фольксбундом вместе - ха мое ИМХО - все это байки про сивого бычка - чем больше ханки и собеседников - танков и хлама ЦЦ больше и больше! Еще байка сего сезона про огромный лежак в районе Износок - угадайте кого?! хотя не могло там быть потерь таких как описывают, да и место нахождения лежака который мог бы и существовать весьма расплывчатое и от того места очень удаленно! А байки и прочую туфту можно придумывать и писать не отходя от кассы. - взял описание боя за чеченскую халупу, поменял названия, добавил красок, кишки типа по веткам, до последнего патрона, ни шагу назад, умираем но не сдаемся, кучу танков оставленных немцами на поле... список бесконечен и вот у вас в руках новый "документ" основанный якобы на воспоминаниях! - суть понятна? - пока не дороешься до правды (в прямом смысле слова) - правду не узнаешь. Как-то в 2007 на голячном поле у нас под городом народ начал выбивать весь глубинный чермет - вопрос накуя - ответ - а я с пьяну, одному не очень умному и от части туповатому типу сказал буд-то я там деревянную шкатулку поднял с монетами и даже ее показал - внутри совковая мелочевка была - он еще добавил красок и еще кому-то сказал - дык через месяц столько туда народу поломилось и все к моему камраду местному - мол где тут клад нашли царский чуть ли не с червонцами золотыми за 1000шт?!

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Мысль ясна)) так под Серпуховым не было электриков на 100% Это я так, для друга спрашиваю.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

блин года два назад где то в инете читал, как по Тульской области Дивизия "Мертвая голова" перла через тулу на москву. PS: Через Серпухов танкисты шли с плацдарма Белева, мож кто с ними попутал, они ж в черном.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

монахи в церкви тоже в черном :spietful: и ефреи тоже - блин вспомнил дивизию стальные пейсы)

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

..Мёртвая голова .. под Тулой ну ни как не могла быть !!!! Она воевала на северо-западном театре боевых действий .

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Под Москвой кроме райха более не было никого. А про то что откуда инфа могу скинуть ссылочку в личку, где человек собственно все действо и описывает. Да и на том же вв2 это обсуждалось в теме siegfrida. Позже Николай сам подтвердил, что да мол действительно они там были. Автор утверждает что находки найдены На юге Московской области, Серпуховское направление. Собственно пару фото из темы: post-6451-0-07146000-1356450826_thumb.jppost-6451-0-77264500-1356450828_thumb.jppost-6451-0-93341200-1356450830_thumb.jppost-6451-0-65902100-1356450834_thumb.jppost-6451-0-70418800-1356450844_thumb.jppost-6451-0-36089400-1356450837_thumb.jppost-6451-0-40791700-1356450841_thumb.jp

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

..Мёртвая голова .. под Тулой ну ни как не могла быть !!!! Она воевала на северо-западном театре боевых действий .

эт мы знаем :sm82: , написал как ответ про ЦЦ под Серпуховым.
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
:flud_nelzya:
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу