Lerom74

Штрафники ...

2 сообщения в этой теме

Считает враг - морально мы слабы.
За ним и лес, и города сожжены.
Вы лучше лес рубите на гробы -
В прорыв идут штрафные батальоны!

(Владимир Высоцкий)


Официального запрета властей на раскрытие информации о штрафниках никогда не существовало, просто говорить о них много и громко, было как-то непринято. Информация о них была засекречена, так же как и остальные военные документы, но время шло и стали всплывать факты, которые тут же обросли домыслами и слухами, кто-то стремился очернить власть, а кто-то наоборот возвысить.

Значительно позднее штрафники стали фигурировать непосредственно в кинематографе, но тут уж режиссерская мысль разыгралась не на шутку. Никто не спорит, каждый имеет право на вымысел, но, к большому сожалению, современная молодежь в основном не читает книг и документов, а смотрит фильмы и передачи. Поэтому и черпают они информацию именно из этих, сильно приукрашенных, источников и судят о тех временах, тоже по ним, принимая все за чистую монету и полностью игнорируя тот факт, что многое из этого просто выдумка, не имеющая с реальностью ничего общего. Интересно, что эту тему затронули даже в затоптанном и запинаном критиками «Утомленные солнцем 2», где Котов был отправлен в штрафники на немыслимый срок. Но все же надо уметь отделять зерна от плевел и абстрагироваться от фантазий кинематографа.

В годы Второй Мировой Войны существовали, как штрафные батальоны так и штрафные роты, официально они начали формироваться с 1942 года и просуществовали до 1945 года. Туда не попадали обычные заключенные, которых якобы туда везли эшелонами на верную смерть и командирами эти самые зеки не становились.

Возможно, возникает путаница между штрафниками и теми, кто был осужден за незначительные нарушения закона и кого амнистировали в 1941 году. Их было почти 750 тысяч, а год спустя еще 157, но это была необходимость, из-за недостатка личного состава и они попадали не в штрафники, а в регулярные части и воевали наравне со всеми. Были случаи, когда целые части формировались только из амнистированных заключенных, а офицерский состав был назначенным. После были и еще амнистии, не такие крупные, но и они тоже направлялись в строевые части.

Толчок к формированию штрафных рот и батальонов дал известный приказ за номером 227 - «Ни шагу назад!», а первая штрафная рота появилась на Ленинградском направлении. В сентябре 1942 года были полностью утверждены положения о штрафных ротах и батальонах, после чего началось их повсеместное формирование.

На каждом фронте создавалось до трех штрафных батальонов, куда направлялись офицеры из среднего и старшего командного состава, а так же политработники, чем-то провинившиеся в своих частях. Им предстояло своей кровью искупить вину перед Родиной, будучи направленными на самые сложные и опасные участки военных действий. Решение об этом принимали офицеры рангом не ниже командира дивизии, а так же по приговору военного трибунала, если там не значился расстрел.

То есть в штрафные батальоны направлялся исключительно офицерский состав, после разжалования в рядовые и конфискации всех наград на хранение. Срок назначался различный, но не более трех месяцев, он варьировался, в зависимости от тяжести преступления. Кому-то он, возможно, покажется маленьким, но выжить в штрафниках даже месяц, крайне сложно.

Покинуть штрафной батальон можно было не только, по истечении срока назначенного судом, но и после ранения или отличившись в бою. Офицерам, искупившим свою вину перед Родиной, возвращались все звания и награды, а погибшие восстанавливались в званиях автоматически и их родные получали пенсию на общих основаниях, с другими офицерскими семьями.

Штрафные роты создавались в количестве до десяти на каждый фронт, в них попадали рядовые и офицеры младшего состава, которые запятнали себя перед Родиной, и им предоставлялась возможность искупить свою вину. Так же в штрафную роту могли попасть старшие офицеры, которые были разжалованы в рядовые решением трибунала, если они искупали вину, звания им не возвращались.
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Командовали штрафными ротами и батальонами офицеры, назначенные командованием армии или фронта и подчиняющиеся напрямую им. Для них время до получения очередного звания сокращалось вдвое, а пенсия за каждый месяц насчитывалась как за шесть. У всех офицеров были высокие дисциплинарные права, и поначалу их количество в роте доходило до 15, но позднее, с недостатком офицерского состава, количество сократилось до 10. В бою штрафник мог заменить убитого командира, но принимать командование в обычное время не мог, даже в самых исключительных случаях. Максимум, чего мог достигнуть штрафник, это присвоение сержантского звания и получение соответствующего пайка. Штрафные части оказывались в самых горячих местах сражений, если требовалось прорвать первую линию противника или провести разведку боем, то вперед посылались штрафники. Никакого «Ура!», «За Сталина!», «За Родину!», они, конечно, не кричали, потому что прекрасно отдавали себе отчет, что идут на верную смерть и вернуться единицы, но сражались отчаянно и остервенело. Немцы приходили в настоящий ужас, когда узнавали, что против них выставлены штрафники. Некоторые объясняют это мифом о том, что за спиной у штрафников стояли заградительные отряды с автоматами, которые в любую секунду были готовы открыть огонь. Такие части и, правда были, но находились они далеко от линии фронта и преследовали другие цели, а стрелять, при попытке к бегству, мог и командир. Легенда о том, что в штрафники попадали бывшие гражданские зеки, не имеет под собой никакого основания. Туда могли попасть бывшие заключенные, которые были амнистированы, но провинились, уже, будучи солдатами в своих воинских подразделениях. Так же в штрафные части могли попасть заключенные, осужденные по нетяжким статьям, которым предлагалось, перед отправкой в колонию, частично уменьшить срок заключения с зачислением в штрафную роту. После, они отправлялись отбывать наказание, но с меньшим сроком заключения. Когда в 1943 году пошло наступление, в штрафные роты стали прибывать солдаты, которые оказались в тылу врага, но не оказывали сопротивления, не примыкали к партизанам и не пытались перейти линию фронта. Так же сюда стали попадать власовцы, полицаи, которые добровольно сдались в плен, а так же сотрудники оккупационных администраций, которые организовывали немцы, но только если они не были замечены в расправах над мирными жителями. Согласно документам, за годы Второй Мировой Войны было создано 1037 штрафных рот и 65 штрафных батальонов. Существовали они различные сроки, некоторые были расформированы практически сразу, а некоторые сражались до самого конца войны и дошли до Берлина. Максимальное количество рот было зафиксировано в 1943 году, их было 335. Есть случаи, когда вся рота целиком, за заслуги становилась строевой и включалась в состав регулярной армии. Были даже попытки создать штрафные эскадрильи, для летчиков провинившихся перед Родиной, но они быстро сошли на нет. С 1943 года штрафные батальоны стали быстро редеть и практически полностью исчезли к 1944, потому что в войсках стало катастрофически не хватать офицеров и командование предпочитало понижать их в званиях, нежели чем отправлять в штрафники. Согласно упрямой статистике, через штрафные подразделения прошло 428 тысяч человек, скольким из них удалось выжить неизвестно, но практически все они искупили свою вину перед Родиной, а подавляющее большинство заплатило жизнью. Отношение к штрафникам остается неоднозначным, даже ветераны не едины в своем мнении, было ли это необходимостью, в сложившейся ситуации, или излишней жестокостью, каждый волен решать сам.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу