Sign in to follow this  
Followers 0
Oleg I

Сверхмалая подводная лодка "Тритон-2"

3 posts in this topic

СМПЛ «Тритон-2» Проект-908.

Водоизмещение -5,7/15,5т

Длина-9,5м

Ширина-1,9м

Скорость подводного хода-5 узлов

Дальность плавания-60 миль

Глубина погружения-40м

Экипаж-2 человека+4 диверсанта.

post-5869-0-17237600-1384925969_thumb.jp

Устройство СМПЛ «Тритон-2»

1 ЭЛЕКТРОМОТОРНЫЙ ОТСЕК

2 КОРМОВАЯ КАБИНА ЛЕГКОВОДОЛАЗОВ

3 АККУМУЛЯТОРНАЯ ЯМА

4 ПРИБОРНЫЙ ОТСЕК

5 НОСОВАЯ КАБИНА

6 ПУЛЬТ ПРИБОРОВ УПРАВЛЕНИЯ

7 ПРОНИЦАЕМАЯ НОСОВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ

На рабочей глубине в 40 м она могла развивать скорость, равную 5 узлам (около 10 км/ч). В автономном режиме на электродвигателе мощностью 11 л.с. судно преодолевало 60 миль.

post-5869-0-19598200-1384925938_thumb.jppost-5869-0-61289000-1384925948_thumb.jp

"Тритон-2" Проект 908. Музей Тихоокеанского флота.г.Владивосток.

22 октября 1938 года на Тихоокеанском флоте было проведено плановое учение, в ходе которого осуществлена высадка подводных диверсантов через торпедный аппарат дизель-электрической подводной лодки «Щ-112». Согласно сценарию, боевые пловцы вышли через торпедный аппарат ПЛ, доставившей их к месту назначения, и затем перерезали противолодочную сеть, защищавшую вход в бухту Улисс, а потом скрытно вышли на берег, где провели показательную диверсионную акцию. После этого спецназовцы вернулись на подлодку, ожидавшую их на грунте, и ушли в базу.

С появлением в составе ВМФ отрядов специального назначения возникла необходимость в создании подводных средств движения, предназначенных для доставки к месту назначения водолазов и различных грузов.

После краха нацистской Германии в руки советских военных и инженеров попало достаточно большое количество разнообразных образцов трофейного вооружения, военной и специальной техники. Так, например, наступающие советские войска захватили несколько СМПЛ типа «Зеехунд». По подсчетам американцев, Советский Союз взял в качестве трофеев 18 готовых и 38 недостроенных СМПЛ, а отечественные документы и исследовавшие данный вопрос специалисты и любители военно-морской истории, в частности инженер-кораблестроитель А. Б. Аликин и историк-исследователь истории военно-морского спецназа различных стран мира А. М. Чикин, утверждают, что в СССР вывезли из оккупационной зоны всего лишь две «малютки» и техническую документацию на данный образец военно-морской техники. Но более правдоподобной представляется цифра, озвученная автору американским исследователем-энтузиастом истории создания и боевого применения СМПЛ типа «Зеехунд» Питером Уайтолом: по его данным, почерпнутым из американских и трофейных немецких архивов, Красная Армия захватила и вывезла для тщательного изучения в СССР шесть недостроенных сверхмалых подводных лодок типа «Зеехунд», находившихся в различной степени готовности.Задача по проведению исследования и испытаний трофейных «зеехундов» была поручена ленинградскому заводу № 196 («Судомех»), ныне это компания «Адмиралтейские верфи» (г. Санкт-Петербург). Завод в те годы осуществлял постройку для советского ВМФ подводных лодок 15-й серии.

2 ноября 1947 года состоялся спуск на воду уже адаптированной под нужды ВМФ СССР мини-подлодки типа «Зеехунд», а уже к 5 ноября ее швартовные испытания были успешно завершены. После этого сразу же начались ходовые испытания, продолжавшиеся до 20 ноября 1947 года.

Однако по причине того, что наступили резкое похолодание и ледостав, дальнейшие испытания были приостановлены, мини-подлодку подняли на стенку завода, частично демонтировали и законсервировали на зиму. Весной следующего года на заводе были проведены доспусковые работы, а затем осуществлены швартовные испытания советского «тюленя». Дальность плавания, скорости погружения, автономность, длительность непрерывного пребывания под водой, по данным А. Б. Аликина, в ходе испытаний не определялись.

Затем мини-субмарина была передана в опытную эксплуатацию размещавшемуся в Кронштадте отряду подводного плавания. Личный состав отряда, насколько можно судить по имеющимся скудным данным отечественных источников, достаточно интенсивно использовал «Зеехунд» — преимущественно для исследования возможностей сверхмалых подводных лодок как одного из средств ведения вооруженной борьбы на море в современных условиях.

Естественно, что к такому «диковинному» для нашего флота оружию проявляли интерес и руководители созданного спецназа. Однако предпринимались руководством спецназа и меры по созданию своих собственных средств. Так, например, по воспоминаниям проходивших в спецназе службу флотских офицеров, располагавшийся тогда в подмосковном Жуковском опытный завод выполнил для них по выданному ТТЗ проектирование сверхмалой подводной лодки, предназначенной для разведывательно-диверсионных операций:

«У нас была полная свобода творчества и полная свобода в том, чтобы привлекать кого угодно, — вспоминает один из них. — Ну, например, находящийся в Жуковском 12-й завод-институт делал для нас сверхмалую подводную лодку. И вот когда нас уже начали разгонять, они нам сделали по нашему ТТЗ сверхмалую подводную лодку для диверсионных целей на 30 тонн. Они даже сделали ее макетный образец, то есть лодку, подготовленную для испытаний. Мы просили командование — дайте нам положенный отпуск, чтобы мы хотя бы смогли испытать эту «сверхмалютку». Лодку потом можно будет уничтожить, но документы по ее испытаниям сохранятся и пригодятся все же когда-нибудь. Однако нам не разрешили, а позже мне стало известно, что не только лодку уничтожили, но и даже сам проект — документацию — сожгли и уничтожили».

В конечном итоге в 1967 году были осуществлены доработка и испытания макетного образца шестиместной СМПЛ «Тритон-2 М», по результатам которых было начато проектирование головного образца сверхмалой подводной лодки — транспортировщика легководолазов типа «Тритон-2» и нового аппарата типа «Тритон-1 М», рассчитанного на двух человек.

Однако, 40 метров глубины погружения - составляли серьезную проблему, при быстром всплытии или простом изменении глубины погружения метров на 20 - аквалангисты получили бы кессонную болезнь, а на правильную декомпрессию в время боевой операции времени не было! Но тут создатели пошли на хитрость: после заполнения водой (внутренние помещения играли роль балластных цистерн, по совместительству) лодка герметизировалась, и давление воды во всем диапазоне глубин оставалось внутри лодки "приповерхностным". Что еще интересно: отсек аппаратуры управления и гидроакустической станции - разумеется, не заливался водой. Приборы и экраны ГАС экипаж наблюдал через окошко между "мокрым" отсеком экипажа и "сухим" приборным отсеком. Во время работы лодка была наполнена водой, поэтому члены экипажа пользовались дыхательной техникой. При этом (независимо от глубины погружения) в «салоне» поддерживалось нормальное давление.

Так что маневрирование по глубине было совершенно безболезненным для экипажа и десанта. Официально 13 подводных лодок этого класса прослужили на советских флотах всего около 20 лет (с 1975 года по 1990-е). «Тритон» патрулировал акватории портов и рейдов, доставлял и эвакуировал водолазов-разведчиков, а также предназначался для минирования причалов и кораблей противника.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

В Саратове есть музей военной техники под открытым небом, говорят самый большой в европе. Так вот там я видел еще меньше метров 6 длиной и вроде как 2-е водителей в аквалангах на ней ездят есть по такой что нибудь?

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

В Саратове есть музей военной техники под открытым небом, говорят самый большой в европе. Так вот там я видел еще меньше метров 6 длиной и вроде как 2-е водителей в аквалангах на ней ездят есть по такой что нибудь?

Прошу прощения у ТС.

Наверное речь о "Тритон-1М" (проект 907)

post-3156-0-02180300-1385559400_thumb.jp

Тактико-технические характеристики:

Длина – 5 м

Ширина – 1,36 м

Высота от киля – 1,39 м

Осадка – 1м

Полное надводное водоизмещение – 3,75 т

Скорость (узла):

Полный ход – 6,66

Малый ход – 4,29

Дальность непрерывного подводного плавания – 39,96 миль

Рабочая глубина – 32 м

Предельная глубина – 40 м

Может оставаться без движения на грунте до 10 суток. Оснащен магнитным компасом, радиостанцией, гидроакустической станцией, автоматической системой движения по курсу.

Задачи в общем то те же, что и у “Тритон 2”

Вот фото из Саратова (не мое)

post-3156-0-93158700-1385559397_thumb.jppost-3156-0-62901100-1385559398_thumb.jp

1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now
Sign in to follow this  
Followers 0

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.