Sign in to follow this  
Followers 0
Lavrik

Союзники или союзнички?

3 posts in this topic

post-140-088122500 1326996203_thumb.jpg Роль западных поставок в годы Великой Отечественной войны традиционно замалчивается в российском обществе. Так, в феерической книге Н. А. Вознесенского "Военная экономика СССР в период Отечественной войны" было сказано, что все западные поставки составляли 4% от советского производства, а главный союзник по антигитлеровской коалиции именовался: "Ожиревший на народной крови в период Второй мировой войны монополистический капитализм Соединенных Штатов Америки". В других источниках указывается, что вся военная техника, «купленная на золото СССР», была негодным хламом с выработанным ресурсом, дальше следуют обвинения США и Великобритании в отказе от поставок самых совершенных образцов техники. Вообще, существуют полярные мнения по поводу роли военных поставок в победе над фашизмом. Объективных оценок мало. Кобры Самым известным самолетом «Ленд-лиза» стала легендарная Bell P-39 Aircobra. Всего за годы войны ВВС РККА получили 5000 истребителей этого типа. post-140-039134500 1326996219_thumb.jpg Эйркобра. Огонь из всех стволов Эйркобрами оснащались только гвардейские иап, ввиду исключительно высоких летных характеристик самолета. Описание Эйркобры можно найти на любом тематическом сайте, отмечу лишь небольшую деталь – главный калибр 37 мм. Также одним из важных преимуществ самолета была оригинальная компоновка – двигатель расположен позади кабины пилота, тем самым защищая пилота с самого опасного направления. Маслорадиатор и коленвал служили дополнительной защитой снизу кабины. Именно на истребителе Р-39 с бортовым номером 100 закончил войну Александр Иванович Покрышкин. post-140-008391400 1326996271_thumb.jpeg P-63 готовятся к отправке в СССР Помимо основной партии Bell P-39 Aircobra, СССР было поставлено 2400 Bell P-63 Kingcobra – еще более грозных машин. По условиям Ленд-лиза вся боевая техника после окончания войны должна была быть возвращена США или уничтожена на месте. Советский Союз, естественно, пренебрег этим пунктом договора, и самые современные истребители Ленд-лиза отправились служить в ПВО вплоть до появления реактивных Мигов. Благодаря носовой стойке шасси, как на Миг-15, Кингкобры с успехом использовались для подготовки пилотов до конца 50-х годов. Бостон Штурмовик A-20 Havoс (Бостон). 3125 поставленных машин. Первые A-20 появились на советско-германском фронте летом 1943 г. «Бостон» стал в нашей авиации поистине многоцелевым самолетом, выполнявшим функции дневного и ночного бомбардировщика, разведчика, торпедоносца и минного заградителя, тяжелого истребителя и даже транспортного самолета. Мало применялся он лишь в качестве штурмовика — по своему основному назначению! post-140-013012600 1326996257_thumb.jpeg Советские летчики принимают американский средний бомбардировщик Douglas A-20 Boston, передаваемый по ленд-лизу Американский бомбардировщик отличался хорошей маневренностью и большим практическим потолком. Ему легко давались глубокие виражи, он свободно летал на одном моторе. Учитывая слабую подготовку летчиков, ускоренно выпущенных из училищ в годы войны, становились важны пилотажные качества самолета. Здесь «Бостон» был превосходен: прост и легок в управлении, послушен и устойчив на виражах. Взлет и посадка на нем выполнялись куда проще, чем на отечественном Пе-2. Боевая ценность данного самолета была настолько велика, что, даже с появлением реактивной авиации, Северный Флот до 1956 года имел законсервированный комплект Бостонов. Бесполезный хлам Осенью 1944 года по специальной заявке в СССР начал получать P-47 Thunderbolt. Один из самых тяжеловооруженных истребителей того времени – 8 крупнокалиберных Браунингов и 1000 кг подвесного вооружения. Тандерболты с успехом эскортировали Летающие крепостей в небе над Германией (дальность полета с ПТБ – 2000 км), дрались с Фокке-Вулфами на предельных высотах и гонялись за немецкими танками (есть мнение, что именно реактивный снаряд с Тандерболта прикончил танк Михаэля Виттмана). post-140-040432700 1326996307_thumb.jpg Однако произошло паранормальное: СССР отказался от этого самолета! Советские летчики пожаловались, что Тандерболт слишком тяжел и неповоротлив. Поставки прекратили на 203 машине, уже принятые Тандерболты направили в штурмовые полки. После войны уцелевшие машины перевели в ПВО. Морской патруль Тяжелые амфибии Consolidated PBY Catalina стали основой морской патрульной авиации во многих странах мира, в том числе и в СССР. Оснащенные радарами, «Каталины» активно использовались для патрулирования, разведки, в поисково-спасательных и противолодочных операциях. post-140-023262400 1326996288_thumb.jpg «Каталина» была хорошо знакома советским специалистам. Во-первых, до войны в СССР малой серией производился её лицензионный вариант - летающая лодка ГСТ. Во-вторых, английские «Каталины» с 1942 года регулярно появлялись на аэродромах Северного флота, решая разнообразные задачи, в том числе и в интересах советского командования. Так, например, в сентябре-октябре 1942 года девять «Каталин» из 210-й эскадрильи RAF действовали с наших северных аэродромов при проводке конвоя PQ-18. После окончания войны ни одна машина не была возвращена в США. Так, на Северном флоте в сентябре 1945 г. сформировали 53-й отдельный разведывательный авиаполк, целиком укомплектованный «Каталинами», а на Балтийском годом позже — 69-й, вооруженный и чисто летающими лодками, и амфибиями. Разведывательные полки Черноморского и Тихоокеанского флотов также укомплектовывались, примерно в равной пропорции, самолетами PBN-1 и PBY-6A. На несколько лет американская техника стала основой отечественной гидроавиации. Лишь с 1952 г. вначале на Северный, а затем и на другие флоты стали поступать новые отечественные летающие лодки Бе-6. Однако морские летчики с теплотой вспоминали о комфортабельности, надежности и высоком качестве изготовления американских гидросамолетов. Постепенно заменяемые на Бе-6, «Каталины» использовались морскими летчиками до конца 1955 г. Укус Москита Когда взошла звезда DeHavilland Mosquito, СССР проявил острый интерес к перспективному бомбардировщику. Английская сторона предоставила один экземпляр для ознакомления, Москит перегнали в Москву и разобрали до винтика. Вердикт экспертов был категоричен: производство Москита в СССР невозможно, а эксплуатация связана с большими техническими трудностями, ввиду отсутствия качественных расходных материалов и квалифицированных специалистов. Больше всего сомнений вызывали профессионально склеенная обшивка и высокое качество моторов Роллс-Ройс Мерлин. post-140-087998300 1326996240_thumb.jpg Несмотря на подобные выводы, Советский Союз заказал аж 1500 Москитов. Заказ был аннулирован, взамен СССР получил Спитфайры – англичане решили, что Советскому Союзу истребитель нужнее бомбардировщика. Яблоко раздора Поставки истребителя Р-51 Mustang по «Ленд-лизу» явно не входили в американские планы. Выдающийся самолет своего времени составлял основу истребительного парка ВВС США. Естественно, Америка не хотела с кем-либо делиться этими машинами. Исключение составляли лишь Royal Air Force – самые верные союзники Америки, англосаксы по крови. Всего за годы массового производства с 1940 по 1950 год было произведено 8000 «Мустангов» – количество, достаточное только для обеспечения нужд ВВС США. Объективно, у СССР не было потребности в Мустангах, для этого самолета не было подходящих задач на Восточном фронте. Бои велись на малых и средних высотах, где отлично справлялись Эйркобры. Тем не менее советской миссии удалось получить 10 машин для ознакомления. Все «Мустанги» отправились в ЦАГИ для подробного изучения. Мелочь Также поставки по Ленд-лизу включали: - 4400 Томахоков, Киттихоков и Харрикейнов (суммарно) - 1300 «Спитфайров» - 870 фронтовых бомбардировщиков B-25 Mitchell - 700 C-47 «Skytrain» (самый распространенный транспортный самолет антигитлеровской коалиции) - учебно-боевые AT-6 «Texan», транспортные A.W.41 Albemarle, бомбардировщики Handley Page HP.52 Hampden в количествах, недостойных упоминания Халява Некоторое количество авиатехники было получено СССР в обход договора о Ленд-лизе. Согласно действовавшему в то время советско-японскому соглашению о нейтралитете, все поврежденные американские бомбардировщики, садившиеся на территории Дальнего Востока, были интернированы. Эта практика относилась ко всем американским самолетам, начиная с В-25 Э.Йорка из группы Дулиттла, севшего на аэродром Унаши в апреле 1942-го. Таким путем в руки советских летчиков впоследствии попало значительное количество В-25 и В-24 из которых была сформирована 128-я смешанная авиадивизия. Экипажи самолетов помещали в специальный сборный лагерь в Средней Азии. Хотя за лагерем наблюдали представители японского посольства, американским летчикам периодически устраивали "побег" и они объявлялись на базах США в Иране. Бензиновая арифметика Одним из наиболее узких мест советской экономики перед войной было производство авиационного бензина. Так, в 1941 г. накануне войны потребность по авиационному бензину Б-78 была удовлетворена всего на 4%. В 1941 г. в СССР было произведено 1269 тыс. т, в 1942 — 912, в 1943 — 1007, в 1944 — 1334 и в 1945г. — 1017 тыс. т. Всего за годы войны в США по Ленд-лизу было поставлено 628,4 тыс. т авиационного бензина и 732,3 тыс. т. бензинов светлых фракций. Помимо этого, с Абаданского нефтеперерабатывающего завода Великобритания поставила в СССР 14,7 тыс. т авиационного бензина и 902,1 тыс. т бензинов светлых фракций (эти поставки были компенсированы Великобритании США). К этому необходимо также добавить 573 тыс. т авиационного бензина, поставленного в СССР с нефтеперерабатывающих заводов Великобритании и Канады. В сумме все это дает 2850,5 тыс. коротких тонн авиабензина и светлых бензиновых фракций, полученных СССР из США, Великобритании и Канады, что равно 2586 тыс. метрических тонн. Более 97% импортного бензина имело октановое число 99 и выше, тогда как в СССР в огромном дефиците, как мы уже видели, был даже бензин Б-78. В Советском Союзе импортный авиабензин и светлые бензиновые фракции использовались почти исключительно для смешивания с советскими авиабензинами с целью повышения их октанового числа. Поэтому фактически поставленный по ленд-лизу авиабензин был включен в советское производство авиабензина и составил, следовательно (вместе со светлыми бензиновыми фракциями), 51,5% от советского производства 1941-1945 гг. Если же вычесть из итога советское производство авиабензина за первую половину 1941 г., оценив его примерно в половину от годового производства, то доля поставок по ленд-лизу поднимется до 57,8% . Протягивая руку помощи, не сжимайте её в кулак Проценты Давайте посчитаем только самые совершенные образцы авиационной техники Ленд-лиза. Намеренно не станем учитывать столь нелюбимые всеми «Хаукер Харрикейн» (почему-то этот самолет вспоминают первым при слове «Ленд-лиз», хотя их было поставлено всего 2200 машин). post-140-079423200 1326998563_thumb.jpg Сборка Эйркобр для Советского Союза Собственно, обратим внимание на следующие типы истребителей: Bell P-39 Aircobra, поставлено 4950 машин. На 1942 год, Эйркобра не уступала по маневренности лучшим изделиям КБ Яковлева, превосходя их по огневой мощи и защищенности. Как отмечалось ранее, Эйркобрами вооружались только гвардейские полки. Bell P-63 Kingcobra, поставлено 2400 машин. Еще более грозная модификация «Эйркобры», по совокупности боевых характеристик, превосходившая любой советский истребитель. Скажем прямо, подобных самолетов СССР не выпускал. Кингкобра была по-достоинству оценена советскими летчиками и стояла на вооружении ВВС Советской армии до начала 50-х годов. Supermarine Spitfire Марк-IX, поставлено 1180 машин. Самая массовая модификаций лучшего, по мнению многих, истребителя Второй Мировой. Летом 1944 года, единственным равным ему по боевым качествам отечественным самолетом был только Ла-7. Republic P-47 Thunderbolt, поставлено 200 машин. Не секрет, что мечтой советских авиаконструкторов во время Второй Мировой было создание двигателя мощностью 2000 л.с. (самый совершенный отечественный двигатель АШ-82 выдавал на стенде 1850 л.с.). У Тандерболта был силовой агрегат мощностью 2400 л. с. Вкупе с высокой удельной нагрузки на крыло, это делало тяжелый Рипаблик Тандерболт одним из самых быстрых самолетов Второй Мировой (скорость – до 700 км/ч). Благодаря большой тяговооруженности, у Тандерболта на оружие, бронирование и подвесное вооружение приходилось 1400 кг массы – в 3 раза больше, чем у Ме-109E. В реальности это означало 8 крупнокалиберных Браунингов и 1000 кг бомбовой нагрузки (или ПТБ, обеспечивающие дальность полета 2000 км). Итого – 8730 истребителей. Но что это значит в сравнении с авиационным производством Советского Союза? Темпы производства истребителей КБ Яковлева: Як-1 и Як-1бис - 8700 шт. Як-3 - 5 000 шт. (из них 1000 – послевоенный выпуск) Як-7 - 6400 шт. Як-9 - 16 800 (из них 1800 – послевоенный выпуск 1946-1948 года) Суммарный выпуск за годы войны 34 100 Истебители Лавочкина ЛаГГ-3 - 6500 шт. Ла-5 - 9900 шт. Ла-7 - 5750 шт. Суммарный выпуск за годы войны 22 150 Истребители Микояна: МиГ-3 – 3200 ед. Также, к началу войны в составе ВВС РККА находилось большое количество И-15, И-16 и И-153 «Чайка». Выпуск И-16, как и его ровесника И-15, начался в середине 1930х годов, многие самолеты были потеряны в боевых действиях и по техническим причинам. Часть была поставлена на экспорт. Примем кол-во боеспособных на 22 июня машин этих типов в 10 000 единиц. Итого: кол-во отечественных истребителей в ВВС РККА составляло не менее 70 000 машин (!) post-140-045953200 1326998787_thumb.jpg Як-3 полка Нормандия-Неман Количество современных истребителей Ленд-лиза (Кобры, Спитфайры, Тандерболты) составляет на этом фоне весьма незначительную цифру – всего 12%. НО! Как можно сравнивать примитивные Як-1 с расклеивающейся обшивкой и морально устаревшие Ишачки с самыми современными боевыми самолетами в мире, сохранившими свои боевые качества до конца 50х годов?! Гораздо объективнее сравнить их с отечественными истребителями, имеющими примерно равные ТТХ. Много таких, спросите вы. Много! Прежде всего Ла-5. После испытаний Лавочкина в Рехлине, немцы писали об этом самолете «он сильно отличается от всего, что русские делали раньше». Ла-7, Як-3, Як-9Т (выпущено 2700 истребителей этой серии, модификации Як-9У – все эти машины мало чем уступали своим зарубежным «коллегам». Единственное, в чем их можно упрекнуть – качество сборки, но оно улучшалось из года в год. Приборное, радио и навигационное оснащение кабины тоже было беднее, но учитывая специфику Восточного фронта, это имело мало значения. В итоге более 25 000 советских истребителей соответствовали лучшим мировым стандартам. Соотношение Ленд-лиза к отечественному производству в этом сегменте составляло 35% ! Вот она, пожалуй, самая интересная цифра. На Востоке есть мудрая притча о последней соломинке, сломавшей шею перегруженному верблюду. Ленд-лиз – это наоборот спасительная соломинка, но в грандиозных масштабах - ТРЕТЬ самых совершенных истребителей ВВС РККА были поставлены из-за рубежа. Тема грузовиков Другими краеугольными камнями ленд-лиза были автотранспорт и авиационное топливо Поставки грузовиков достойны отдельной статьи. Упомяну лишь короткие факты: совокупный выпуск автомобилей всех типов в СССР в годы войны – 162 000 шт. Еще 260 000 машин было мобилизовано в армию из народного хозяйства. Трофейная немецкая техника – 70 000 машин на конец войны. Поставки по Ленд-лизу – 450 000 грузовиков и джипов. (!) Также обычно не учитывают качественный фактор: например мощность двигателя ЗиС-5 всего 78 л.с. Доджи, Студебеккеры и Форд-ГПВ оснащались моторами в 90-111 л.с. post-140-028025200 1326998983_thumb.jpg Поставки бронетехники (12 000 танков - отгрузка в портах СССР) погоды уже не делали, как и поставки железнодорожной техники. Намного важнее была поставка миллионов тонн продуктов питания, обмундирования и сырья. А вот еще малоизвестный факт: из 17 эсминцев Северного Флота в 1945 году 9 были поставлены по Ленд-лизу. Также в программу английской помощи вошел линкор «Архангельск» (бывший HMS Royal Sovereign). Промышленная мощь Советского Союза позволила ему пережить чудовищный погром 1941 и трагический 1942 год. Но в 1943 году Вермахт, опираясь на возросшую мощь германской индустрии и передовые технологии, начал контрнаступление по всем фронтам. Смог бы тогда СССР удержаться без западных поставок, вот в чем вопрос. А что думаете вы? post-140-078930600 1326999053_thumb.jpg Франклин Делано Рузвельт подписывает закон о Ленд-лизе
1

Share this post


Link to post
Share on other sites

названия гут укус москита спасибо за инфу :privetstvuu:

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now
Sign in to follow this  
Followers 0

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.