Sign in to follow this  
Followers 0
Lerom74

Производители шлемов

7 posts in this topic

Благодаря немецкой пунктуальности и педантичности, стальные германские шлемы достаточно хорошо поддаются идентификации в отношении производителя, размера и времени изготовления. Все зависит от степени сохранности самой каски и комплектующих изделий. Практически все детали шлемов и сами шлемы имеют клейма предприятий производителей. Даже такая мелкая деталь как кламер крепления подшлемника мог иметь свою маркировку (как правило, это кламеры довоенного производства, с латунными ножками).Это утверждение относится в первую очередь к шлемам произведенным в Третьем Рейхе, после 1935 года. Встречаются и новодельные кламеры с клеймом 1940 года, практически не отличающиеся от оригинальных.

Однако клейма производителей ставились на стальные шлемы с самого начала их массового производства в годы Первой мировой войны, начиная с 1916 года, с выпуска модели М16.

В период Первой мировой войны, шлемы германского образца производились не только в собственно Германии, но и на нескольких заводах ближайшего союзника - Австро-Венгрии.Ниже представлены таблицы с указанием производителей шлемов Германии и Австро-Венгрии в годы Первой мировой войны.

post-506-046412000 1328650203_thumb.png

1935 - 1945 года, во времена Третьего рейха, производством шлемов занимались пять предприятий располагавшихся непосредственно на территории Германии, между которыми существовала определенная специализация по типам и размерам шлемов. Можно отметить и некоторые мелкие различия имеющиеся в шлемах одинаковых моделей, которые были произведены разными заводами. Это можно объяснить различиями в формах для прессового оборудования и особенностями технологии на отдельных предприятиях.

Можно также предположить, что производство шлемов не являлось единственной продукцией заводов, поскольку (судя по названиям) предприятия были металлургическими и имели кузнечно-прессовое оборудование пригодное для изготовления более или менее серьезной продукции. Аргументом в пользу таких выводов может служить фото завода Eisenhuttenwerk в Thale.

Завод производил шлемы еще в период первой мировой войны и являлся наиболее крупным из производителей шлемов.

Фирма и ее инженеры играли ведущую роль в начальном проектировании и разработке шлема модели M1935, ставшего первой модификацией германского шлема периода второй мировой войны.

Однако, глядя на весьма крупное предприятие очень трудно предположить, что его единственной и основной продукцией были исключительно стальные шлемы. В пользу такого соображения свидетельствует наличие клейма ЕТ на бачках для протвогазов. Таким образом, можно предположить, что заводы выпускавшие стальные шлемы, были ориентированы на производство изделий широкого ассортимента из листового металла для военных нужд.

Всего усилиями германской промышленности времен Третьего рейха, согласно статистике, было произведено около 25 (25 000 000) миллионов стальных шлемов.

post-506-002317800 1328650590_thumb.jpg

Расположение предпрятий Германии производивших стальные шлемы в 1935 - 1945 г.г.

1. Предприятие Emaillierwerke A.G. Fulda (Фульда), располагавшееся между Франкфуртом и Эрфуртом.

Продукция маркировалась клеймами - FS (EF).

2. Предприятие Eisenhuttenwerk Thale (Тхале), располагавшееся юго-западнее Магдебурга.

Продукция маркировалась клеймами - ET (позднее - ckl). Город Тхале находится на границе исторической области Гарц, но иногда по причине схдства в в произношении названия его путают с городом Галле, который расположен на 90 километров восточнее.

3. Предприятие Schusische Emaillier und Stanzwerke Lauter (Лаутер), располагавшееся западнее Дрездена.

Продукция маркировалась клеймами - SE (hkp).

4. Предприятие Vereinigte Deutsche Nikelwerke Schwerte (Шверте), располагавшееся между Франкфуртом и Майнцем.

Продукция маркировалась клеймом - NS.

5. Предприятие Quist Esslingen (Эсслинген), располагавшееся южнее Штутгарта .

Продукция маркировалась клеймом - Q.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

post-506-064871700 1328652105_thumb.png

Клеймо наносилось на шлем методом штамповки на внутреннюю сторону конусного поля с левой стороны и содержало указание кода производителя и размер шлема. Размер измерялся по внутренней стороне шлема по линии крепления обруча (отверстиям для кламеров). На большинстве шлемов присутствует дополнительное клеймо из нескольких цифр, от двух до четырех, таким образом маркировался номер партии (заказа).

post-506-093422500 1328652280_thumb.jpgpost-506-056868000 1328652287_thumb.jpgpost-506-070544400 1328652292_thumb.jpg

post-506-066435800 1328652297_thumb.jpgpost-506-047926400 1328652302_thumb.jpgpost-506-084799600 1328652274_thumb.jpg

Немецкие заводы выпускали стандартные шлемы следующих размеров - 60, 62, 64, 66, 68, 70. Самыми массовыми были каски 64 и 66 размера, причем 64 размер был преобладающим. Наименьшее количество, по вполне понятным причинам, составляли шлемы 60 и 70, именно это обстоятельство объясняет редкость подобных изделий. Особенно редко встречаются каски 70 размера (голова 62-63 см.)

post-506-026771900 1328652555_thumb.png

Каски комплектовались подшлемниками под конкретный размер головы. Например, в шлем 64 размера, мог быть установлен подшлемник на 56 или 57 размер головы. Если вычесть из размера каски цифру 7 (68-7=61), то в результате получается наибольший размер подшлемника (головы), который мог быть установлен в конкретный шлем. Как правило, разница между внутренним и внешним размером каски составляет около 15 мм. Следовательно, 64 размер шлема при измерении по линии кламеров с внешней стороны, будет составлять около 65,5 см.

post-506-010616200 1328652554_thumb.png

Кроме штампованых клейм, на шлемы наносились чернильные штампы, которые ставились на внутренней поверхности шлема по центру каски,

с надписью"... fur Heer und Marine ..." (для сухопутных и морских...)

post-506-097869300 1328652700_thumb.jpgpost-506-048963900 1328652702_thumb.jpg

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

post-506-092241300 1328653905_thumb.jpg

Наличие штампа с подобным текстом свидетельствует о том, что различий по технологии и окраске при производстве шлемов для сухопутных и военно-морских частей, не было. Скорее всего, чернильные штампики ставились на шлемы на протяжении всего времени производства. Встречаются шлемы модели М42 с подобными штампами. Производство касок этой модели началось в августе 1942 года, следовательно можно сказать точно, что штампы ставились в течение 1942 года.

Комплектующие детали для подшлемников изготавливались отдельными предприятиями, на основании заказов основных производителей. О таком положении дел, свидетельствуют клейма на внешних обручах подшлемников. Внешний обруч с технологической точки зрения, является наиболее сложным элементом подшлемника.

В раннем (довоенном) варианте он изготавливался из профилированной алюминиевой полосы и по бокам, в местах креплений для подбородочного ремешка, усиливался двумя пластинами аналогичного профиля.Пластины жестко крепились к обручу четырьмя заклепками. Именно на этих пластинах и располагалось клеймо. С одной стороны обруча это был штамп с указанием производителя, а на другой пластине указывался размер шлема и размер головы под конкретный подшлемник.

Например 64 n.A. 57. Буквы "n.A." в клейме означают "neue artikel" (новый образец) - стандарт, принятый в связи с выпуском подшлемника образца 1931 года. Встречаются два вида клеймления. Надпись в одну строку и надпись через горизонтальный разделитель в две строки.Скорее всего, производителей алюминиевых деталей для подшлемников было немного, наиболее часто встречаются клейма четырех предприятий:

1. Предприятие D.R.P. SCHUBERTH-WERK BRAUNSCHWEIG располагавшееся в Брауншвейге. По всей вероятности, около 1940 года, предприятие было реорганизовано, поскольку до этого времени клеймо было круглой формы (надписи располагались по кругу и в центре).

В центре клейма был указан год производства, а в конце верхней круговой надписи SCHUBERTH-WERK были проставлены буквы K.G. (см. фото - цифра 2). Также встречается клеймо с построчным расположением аналогичного текста с указанием букв K.G.

Около 1940 года появляется клеймо в котором надписи располагаются горизонтально в четыре строчки, буквы K.G. заменены на привычное немецкое G.m.b.H., а указание года отсутствует.

2. Предприятие с обозначением B.& C. BERLIN, горизонтальное клеймо в три строчки с указанием года производства.3. Предприятие имевшее клеймо из четырех букв - MLWZ с указанием года производства изделия. Данная абревиатура полностью совпадает с названием предприятия следующего в списке. Обручи имеющие клейма двух видов - алюминиевые, следовательно производились в одно время (до 1940 года). Поэтому, скорее всего, мы имеем дело с одним производителем изменившим клеймо или использовавшим два вида клейм одновременно.4. Предприятие Metall-Lederverarbeitung W.Z. .Bln.-Chburg 5 , стоит отметить, что среди изделий именно этого производителя присутствуют подшлемники наименее часто использовавшихся размеров - 60 и 70.

post-506-054954700 1328653824_thumb.png

В связи с началом активных и масштабных военных действий в 1940 году, Германия стала испытывать определенные трудности с сырьем и материалами военного назначения, к которым в частности относится алюминий из которого изготавливались детали подшлемников.

Шлемы модели М40 стали комплектоваться подшлемниками на основе деталей из оцинкованой стали (аналог оцинкованого кровельного железа) или из простого металлического листа с последующей окраской в серый цвет, что не исключало изготовления и установки алюминиевых комплектующих из старых запасов или замены в полевых условиях от шлемов пришедших в негодное к использованию состояние. Кламеры крепления подшлемника из латуни также были заменены на стальные.

"Благодаря" этим изменениям, сегодня практически невозможно встретить стальные детали подшлемников в сколь-нибудь приличном состоянии. Исключением являются музейные образцы и шлемы "домашнего, чердачного" хранения.

С 1942 года предприятия рейха в связи с полным переводом промышленности на военные рельсы, перестали использовать клейма с обозначением названия фирмы-изготовителя и перешли на номерную систему идентификации Reichsbetreibsnummer (RBNr), когда каждому предприятию соответствовал индивидуальный цифровой код (номер).

post-506-003282200 1328653827_thumb.png

Кожаные детали подшлемника могли производиться и наверняка производились на небольших предпрятиях или мастерских, поскольку такое производство не требовало серьезного технологического оснащения. Однако, клейма присутствовали и на таких небольших изделиях как подбородочные ремешки. На фото показаны два клейма от производителей из Билефельда и Берлина

post-506-034191000 1328653822_thumb.png

В процессе повседневной эксплуатации в экстремальных условиях, некоторые детали шлемов изнашивались или приходили в негодность в силу различных причин. Поэтому, можно довольно часто встретить каски со следами ремонта в полевых условиях.

В первую очередь стоит отметить многочисленные варианты перекрашивания шлемов, в зависимости от времени года и потребностей маскировки: белые "зимние" шлемы, шлемы с закрашенными декалями, окраска защитного зеленого цвета поверх стандартной заводской краски (фельдграу "полевой-серый") для шлемов модели М35, включая нанесение камуфляжного окраса.

взято у Юргена .

3

Share this post


Link to post
Share on other sites

Спасибо; оч.позновательно. :privetstvuu:

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Спасибо,как всегда понятно и полезно.Изображение

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Всё просто здорово...очень полезная информация.Спасибо! :mop:

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now
Sign in to follow this  
Followers 0

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.