Sign in to follow this  
Followers 0
kolynchik

Про не вернувшегося с боевого задания

13 posts in this topic

Про не вернувшегося с боевого задания

post-2486-034425000 1331581173_thumb.jpg

Пишет onepamop

В течение 30 апреля 1942 года на фронте чего-либо существенного не произошло. За 30 апреля частями нашей авиации уничтожено или повреждено 95 немецких автомашин с войсками и грузами, 12 орудий, 7 миномётов, 5 зенитно-пулемётных точек, взорвано несколько складов с боеприпасами, рассеяно и частью уничтожено до двух рот пехоты противника. За 30 апреля уничтожено 38 немецких самолётов. Наши потери — 9 самолётов.

Из сводок Советского Информбюро

Среди наших боевых потерь в этот день были и легендарные штурмовики Ил-2. За штурвалом одной из таких одноместных машин отправился в свой последний боевой вылет Михаил Петрович Гаврилов, лейтенант, заместитель командира 2 эскадрильи 568 штурмового авиаполка. И пропал.

В 1942 году лейтенант Гаврилов был уже опытным лётчиком. Имел на счету как минимум 27 боевых вылетов, 20 из которых представляли собой штурмовку живой силы, танков, артиллерии и аэродромов противника. По неполным, но подтверждённым истребителями сопровождения и наземными частями данным, он уничтожил 6 танков, 45 автомашин с войсками и грузом, 10 артиллерийских орудий, 4 батареи зенитной артиллерии, 12-15 укреплённых точек и свыше 500 гитлеровцев. Ещё раз подчеркну: данные подтверждённые, но неполные.

post-2486-091156300 1331581341_thumb.jpg

Войну Михаил Гаврилов встретил в составе 66 ШАП. Полк базировался тогда в Комарно, Куровице и имел на вооружении 58 самолетов И-15бис, а также 5 Ил-2, еще не освоенных летчиками. 22 июня 1941 года в результате первого же налета авиации противника на аэродром Куровице было выведено из строя 36 самолетов. К исходу дня в составе полка осталось 24 И-15бис и 3 Ил-2. В дальнейшем летчики полка самоотверженно наносили удары по мотомехвойскам и отражали налеты бомбардировщиков противника. 28 июня 1941 года в полк были переданы уцелевшие И-153 62 ШАП. В этот день 35 «безлошадных» летчиков вместе с командиром полка С.С.Щегликовым убыли в Умань для переучивания на Ил-2, а оставшиеся летчики продолжали действовать на фронте под командованием капитана А.И.Севастьянова.

post-2486-040994000 1331581489_thumb.jpg

В начале июля остатки полков, входивших в состав 15 САД (23 ИАП, 62 ШАП, 66 ШАП, 89 ИАП), были неформально сведены в один полк, основу которого составляли самолеты и летчики 66 ШАП. Командовал сводным полком полковник А.И.Сидоренко (командир 23 ИАП), военным комиссаром был батальонный комиссар Панченко, начальником штаба — капитан Зверев из 89 ИАП. «Сводный» полк участвовал в обороне Киева, провоевав до сентября 1941 г. При этом обычно он назывался 66 ШАП.

post-2486-015716100 1331581525_thumb.jpg

В конце июля 1941 г. на фронт вернулась та часть 66 ШАП, что прошла переучивание на Ил-2 под именем 66 ШАП. Но эти полки вели боевые действия независимо друг от друга, как самостоятельные части. В конце августа 1941 г. «сводный» 66 ШАП убыл в г. Балашов на переформирование и часть личного состава бывших истребительных полков, которые в июне-июле пополнили 66 ШАП, пошла на формирование нового 66 ИАП. Другая часть летного и технического состава от штурмовых авиаполков составила основу при формировании нового 820 ШАП. Позднее, в мае 1943 г. за отличия в обороне Киева, почетное наименование Киевский получил как 66 ШАП, так и 820 ШАП, хотя формально воинская часть с номером 820 в обороне Киева участия не принимала.

Война в воздухе

1 апреля 1942 года в 14.45 в воздух была поднята четверка Ил-2 568 ШАП (2 УАГ, Северо-Западный фронт): Гаврилов, Киреев, Белов, Штевнин в сопровождении семи истребителей ЛаГГ-3. Задача — нанесение удара по врагу в районе Михалкино, Дмитриево, М.Горбы. На свой аэродром вернулся только Гаврилов. Он сообщил, что на первом же заходе группу встретил сильный зенитный огонь, но, умело маневрируя, она успешно произвела атаку. На втором заходе зенитный огонь усилился: сплошная завеса огня встала перед ними. Прорвав ее, группа ринулась на танки противника и вскоре благополучно стала выходить из атаки. На выходе из пикирования самолет замыкающего группы Ивана Штевнина взорвался.

post-2486-046267400 1331581599_thumb.jpg

post-2486-023083800 1331581617_thumb.jpg

Гаврилов начал маневр для третьей атаки, но в тот же миг заметил огненные трассы над собой. 4 Bf-109 атаковали трех штурмовиков, на помощь им бросились три ЛаГГа. Остальные четыре ЛаГГа были связаны жестоким боем с несколькими «мессершмиттами». Бой длился около пятнадцати минут. Но в конце концов, «мессерам» удалось расколоть строй штурмовиков и истребителей и принудить вести бой поодиночке. Как были сбиты Киреев и Белов и где они упали или сели — Гаврилов не видел.

post-2486-029967400 1331581648_thumb.jpg

3 апреля 1942 года, выполняя боевое задание по штурмовке железнодорожных станций Волот и Тулебля в качестве заместителя ведущего группы из четырёх штурмовиков Ил-2 (без истребительного прикрытия), Гаврилов и его боевые товарищи были атакованы тремя истребителями Me-109. Немцы в первой же атаке сбили ведущего группы штурмовиков и решили ударить по ведомым — младшим лейтенантам Феоктистову и Аргба.

Лейтенант Гаврилов принял на себя командование группой и немедленно вступил в двадцатиминутный бой с истребителями противника. С земли за боем наблюдали начальник ВВС II A (так в оригинале) полковник Иванов и группа лётчиков-истребителей. Они и направили в адрес командующего 2 УАГ письмо, «полное восхищения смелостью и отвагой лейтенанта Гаврилова». Лётчику Гаврилову удалось успешно противостоять на своём Ил-2 немецким истребителям и даже атаковать их. За что Михаил Петрович и был представлен к правительственной награде — ордену «Красное Знамя».

Орден Красного Знамени (орден Боевого Красного Знамени, орден «Красное знамя») — первый из советских орденов. Орден был учреждён для награждения за особую храбрость, самоотверженность и мужество, проявленные при защите социалистического Отечества. Орденом Красного Знамени также награждались войсковые части, военные корабли, государственные и общественные организации. Вплоть до учреждения ордена Ленина в 1930 году орден Красного Знамени оставался высшим орденом Советского Союза. Был учреждён 16 сентября 1918 года во время Гражданской войны декретом ВЦИК. Первоначально назывался орден «Красное Знамя».

Приказом 0512 по войскам Северо-западного фронта от 24 апреля лётчик был награждён орденом Красной Звезды.

Орден Красной Звезды учреждён Постановлением Президиума ЦИК СССР от 6 апреля 1930 года. Статут ордена учреждён Постановлением Президиума ЦИК СССР от 5 мая 1930 года. Орден Красной Звезды учреждён для награждения за большие заслуги в деле обороны Союза СССР, как в военное, так и в мирное время, в обеспечении государственной безопасности. Орденом красной Звезды награждаются: военнослужащие Советской Армии, Военно-Морского Флота, пограничных и внутренних войск, сотрудники органов Комитета государственной безопасности СССР, а также лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел; воинские части, военные корабли, соединения и объединения, предприятия, учреждения, организации.

В Демянском котле

Так кто же он — лётчик-штурмовик Гаврилов? Родился в 1916 году, русский, рабочий, кандидат в члены ВКП(б) с 1939 года и, по уточнённым данным, член ВКП(б) с весны 1942 года. В составе РККА с 1934 года. Принимал участие в Польской кампании 1939 года, с 22 июня 1941 года воевал в составе 66 ШАП. Ранен и контужен не был, за мужество и героизм представлен к правительственным наградам. Делу партии Ленина-Сталина и социалистической Родине — предан. Согласно данным ЦАМО — пропал без вести 30 апреля 1942 года. Не вернулся с боевого задания в последний день Любанской наступательной операции РККА. К концу подходила и трагически известная Демянская наступательная операция.

В районе Демянска в окружении оказалось 6 дивизий врага, около 100.000 человек. Тяжелейшие бои по ликвидации окруженных войск затянулись, немцам удалось наладить «воздушный мост», позволявший перебрасывать окруженным войскам пополнение, боеприпасы и продовольствие. В марте 1942 года противник при поддержке сил 1 воздушного флота начал операцию по деблокаде своих войск. В течение месяца шли непрерывные бои и по итогам немцы разорвали кольцо окружения.

Образовался т. н. «Рамушевский» (по названию села Рамушево) коридор шириной 6-8 км (данные на конец апреля 1942 года). Воевавшие в районе Демянска штурмовики ВВС РККА внесли существенный вклад в разгром окружённых частей противника, не раз наносили удары по немецким аэродромам, нарушая работу воздушного моста Геринга. Есть основания предполагать, что и лейтенант Гаврилов штурмовал один из таких аэродромов — в Глебовщине или в Песках. А на пути «домой» был сбит вражескими истребителями или зенитной артиллерией. До базы не дотянул, упал где-то. Где именно — никто не знал...

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

68 лет спустя


Лейтенанта Гаврилова и его Ил-2 нашли в болоте через 68 лет после гибели. Две недели назад. Анатолий Степанович Павлов, командир поискового отряда «Демянск» и его товарищи несколько дней доставали из торфяной жижи всё, что осталось от одноместного штурмовика Ил-2. Осталось, в общем говоря, немногое: бронекорпус, двигатель, обломки конструкции самолёта. А главное — внутри бронированного отсека были обнаружены останки лётчика. Такая находка стоила нескольких дней тяжёлой работы десятка добровольцев, изношенной гусеничной и колёсной техники и помпы, постоянно откачивавшей болотную воду из раскопа. Вот как это выглядело:

post-2486-097836200 1331581951_thumb.jpg

post-2486-037137500 1331582012_thumb.jpg

post-2486-076302100 1331582147_thumb.jpg

post-2486-075481800 1331582195_thumb.jpg

post-2486-089817600 1331582306_thumb.jpg

post-2486-077483400 1331582327_thumb.jpg


В шлеме, в комбинезоне, с «кубарями» на гимнастёрке, в кирзовых сапогах лётчик покоился в разрушенной кабине своего самолёта. После войны «летающий танк» был подорван неизвестными «доброхотами»: надо было как-то жить, а разбившийся при падении самолёт — источних ценных цветных металлов, а, стало быть, и денег. Парашюта, пистолета и часов при пилоте не было — кто-то сумел всё перечисленное вытащить сразу после войны. А потом самолёт осел глубоко в болото и пролежал там до октября 2010 года, храня тайну имени пилота.

post-2486-099024400 1331582370_thumb.jpg
2

Share this post


Link to post
Share on other sites

Молодцы ребята.... Светлая память летчику.........

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Имя установлено


После обнаружения останков летчика и завершения операции по подъёму фрагментов боевого самолёта поисковики приступили к не менее трудоёмкой задаче — идентификации личности лётчика. Найденные в планшете документы были нечитаемы. Наград и личного оружия нет. Поиск по номеру извлечённого из болота двигателя дал следующую информацию: одноместный ИЛ-2, мотор АМ-38ш, номер двигателя Ш28563, номер самолета 1879701. 568 ШАП, 2 Ударная авиагруппа. Основываясь на этих данных можно было предполагать — за штурвалом штурмовика был пилот М.П. Гаврилов, уроженец хутора Секачи Комсомольского района Сталинградской области.

post-2486-083726000 1331582630_thumb.jpg

post-2486-062495900 1331582660_thumb.jpg

post-2486-083811400 1331582678_thumb.jpg

Поиски по ОБД «Мемориал» и сайту «Подвиг народа» позволили уточнить ряд данных по погибшему пилоту. Ну а дальше интернет выдал телефоны администрации хутора Секачи, что в Михайловском районе. Жители хутора помогли найти дочь лётчика, потом нашлась и его внучка Татьяна.

post-2486-067837200 1331582730_thumb.jpg

post-2486-073378100 1331582734_thumb.jpg

post-2486-093922300 1331582752_thumb.jpg

А в прошлые выходные своими руками мы развернули партбилет лётчика. Удостоверение личности Гаврилова и прочие личные документы были совершенно размыты водой и нечитаемы, а вот партбилет, запрессованный силой удара и временем среди денег и лотерейных билетов — сохранился отлично. Совершенно случайно его не заметили среди личных вещей пилота. Теперь два независимых источника позволяют утверждать: личность пилота-штурмовика и некоторые подробности его боевого пути установлены со 100% точностью. Так бывает нечасто.

post-2486-086018300 1331582833_thumb.jpg

post-2486-081292700 1331582925_thumb.jpg

post-2486-005648300 1331582948_thumb.jpg

post-2486-080492100 1331582960_thumb.jpg
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

post-2486-066761600 1331583173_thumb.jpg

Если бы были под рукой письма моего деда… У нас их было много. Вчера звонила маме, она говорит — не может найти. Было у деда два младших брата, Григорий и Василий. Был у него, кроме дочерей-двойняшек и старший сын. Дочки родились в марте 1942 года, Михаилу Петровичу сообщили об их рождении. Он даже успел прислать ответное письмо. А в апреле он погиб.

Мама воспитывалась в приемной семье. После получения извещения, когда дедушка пропал без вести, её отдали на удочерение. По каким причинам — я не знаю. Не зная своего отца, мама его очень любила и привила эту любовь и нам с сестрой. Мы всегда помнили о нем, часто перечитывали его письма. Плакали. В трудные моменты своей жизни мама говорила «…был бы папа жив — он бы не дал в обиду… был бы жив — посоветовал бы как поступить… был бы папа жив — он помог бы…».

У меня два сына — Алексей и Сергей, они военнослужащие, как их прадед. Наши дети писали про дедушку школьные сочинения, цитировали его письма…

Из переписки с внучкой лётчика Гаврилова.

Что дальше?

Возникает вопрос — а «что же с ним будет дальше?» Останки лётчика будут надлежащим образом подготовлены к транспортировке на его родину, а уже там героя, отца и деда похоронят родственники. Смею надеяться — торжественно и при участии многочисленных неравнодушных современников и соплеменников. Свою жизнь лётчик Гаврилов отдал в бою именно за них. То есть — за нас. Как известно, русские своих на войне не бросают. Вот и посмотрим в очередной раз — так ли это.

Смотреть будем вот в какую сторону: гроб с останками лётчика необходимо переправить автотранспортом из Новгородской области в Волгоградскую. Такая услуга, как известно, не бесплатна. Сам гроб тоже необходимо купить. И флаг, которым гроб покроют, даром не выдают. На родине Гаврилова грядут новые расходы — похороны, даже в самом скромном виде — недёшевы. А хотелось бы, чтобы с цветами, военным оркестром и воинскими почестями. Всё это, как многие уже догадались, опять потребует расходов. Ходить побираться по такому поводу — совсем не годится. Надо самим.

post-2486-028995400 1331583269_thumb.jpg

post-2486-073487600 1331583283_thumb.jpg

post-2486-078752100 1331583337_thumb.jpg

post-2486-025054300 1331583350_thumb.jpg

«Ил», а отчего ты «горбатый»?

- Вы много летали в непосредственно сопровождении Ил-2. На Ваш взгляд это был эффективный самолет?

- Эффективный. Свои задачи он выполнял превосходно. Скажу больше, из всех ударных самолетов Красной Армии, Ил-2 наверно был самым важным. Знаешь, как на фронте говорили: «Ил», а отчего ты «горбатый»? «От того, что всю войну на себе вывез» — и поверь, в этой шутке есть гигантская доля смысла. Это правда, «Илы» действительно на себе «вывезли» войну. Наступление идет, то на направлении главного удара «Илы» работают «конвейером» — каждые 15-20 минут налет группы штурмовиков. Каждая делала по 3-4 захода. Разносили всё. Я горжусь, тем, что в бою «Илы» прикрывал, что воевал рядом с ними.

Летчик-истребитель, ветеран 107-го ГИАП Иван Иванович Кожемяко, майор запаса

post-2486-093494900 1331583426_thumb.jpg

post-2486-074665800 1331583444_thumb.jpg

1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Светлая память герою лётчику ивсем кто проливал за нас кровь! Спасибо большое! Интересная стаья.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Есть фильм про это на rutracker - называется "С боевого задания не вернулся". Фильм сделан очень мощно! У меня даже слезы навернулись! Всем советую посмотреть!

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Молодцы ребята, огромная работа проделана. Светлая память Герою!

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Сильно! Участникам извлечения - уважение! :privetstvuu:

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Есть фильм про это на rutracker - называется "С боевого задания не вернулся". Фильм сделан очень мощно! У меня даже слезы навернулись! Всем советую посмотреть!

Качаю. Посмотрим.
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now
Sign in to follow this  
Followers 0

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.