Sign in to follow this  
Followers 0
немец

Ориентирование на местности без карты

3 posts in this topic

Ориентирование на местности без карты

1. Ориентирование на местности по азимутам. Определение азимутов на местные предметы

1.1. Определение азимутов на местные предметы

Направление на предмет (цель) определяется и указывается величиной горизонтального угла между начальным направлением и направлением на предмет (цель) или магнитным азимутом. При этом за начальное может быть принято направление на одну из сторон горизонта или на хорошо видимый удаленный местный предмет (ориентир).

Магнитный азимут - горизонтальный угол, измеренный по ходу часовой стрелки от северного направления магнитного меридиана до направления на предмет. Его значения могут быть от 0° до 360°.

post-4739-004516500 1332272191_thumb.gif

Определение магнитного азимута по компасу.

Магнитный азимут направления определяется с помощью компаса. При этом отпускают тормоз магнитной стрелки и поворачивают компас в горизонтальной плоскости до тех пор, пока северный конец стрелки не установится против нулевого деления шкалы. Затем, не меняя положения компаса, устанавливают визирное приспособление так, чтобы линия визирования через целик и мушку совпала с направлением на предмет. Отсчет шкалы против мушки соответствует величине определяемого магнитного азимута направления на местный предмет.

На рисунке магнитный азимут на отдельное дерево равен 330°.

1.2. Ориентирование на местности по азимутам

Азимут направления с точки стояния на местный предмет называется прямым магнитным азимутом. В некоторых случаях, например для отыскания обратного пути, используют обратный магнитный азимут, который отличается от прямого на 180°. Чтобы определить обратный азимут, нужно к прямому азимуту прибавить 180°, если он меньше 180°, или вычесть 180°, если он больше 180°. На рис. обратный азимут равен 150°.

Для определения направления на местности по заданному магнитному азимуту необходимо установить на шкале компаса против мушки отсчет, разный значению заданного магнитного азимута. Затем, отпустив тормоз магнитной стрелки, повернуть компас в горизонтальной плоскости так, чтобы северный конец стрелки установился против нулевого деления шкалы. После этого, не меняя положения компаса, заметить на местности по линии визирования через целик и мушку какой-нибудь удаленный ориентир. Направление на ориентир и будет определяемым направлением, соответствующим заданному азимуту.

Совмещение визирной линии с направлением на предмет (цель) достигается многократным переводом взгляда с визирной линии на цель и обратно. Не рекомендуется поднимать компас до уровня глаз, так как в этом случае снижается точность измерения. Точность измерения азимутов с помощью компаса Андрианова составляет плюс-минус 2-3°.

2. Порядок движения по азимутам

Сущность движения по азимутам заключается в выдерживании на местности направлений, заданных магнитными азимутами (дирекционными углами), и расстояний, определенных по карте.

Направления движения выдерживают с помощью магнитного компаса, а расстояния измеряют шагами или по спидометру машины.

Это основной способ движения на местности, бедной ориентирами, особенно ночью и при ограниченной видимости.

Для движения по заданному азимуту надо:

  • изучить на карте местность между исходным и конечным пунктами движения;
  • наметить маршрут движения, легко распознаваемый по местным предметам;
  • начертить избранный маршрут на карте и определить азимуты всех звеньев маршрута;
  • определить на карте длину каждого звена маршрута;
  • все данные для движения записать в полевую книжку в виде таблицы или схемы.

При организации движения подразделения по азимутам назначается направляющий, который определяет по компасу и выдерживает направления движения. Кроме того, назначаются два человека, которые ведут счет парам шагов. Если расстояния на схеме (в таблице) указаны в метрах, их переводят в пары шагов с учетом величины шага.

post-4739-009658700 1332272508_thumb.gif

Схема для движения по азимутам

На точке № 1 (сарай) указатель мушки компаса устанавливают на отсчет 20° и отпускают тормоз магнитной стрелки. Затем компас поворачивают в горизонтальной плоскости до тех пор, пока северный конец стрелки не установится против нулевого деления шкалы. Визирная линия через целик и мушку при таком положении компаса и будет определять направление на точку № 2 (курган). Чтобы выдержать в пути это направление, на линии визирования замечают какой-нибудь удаленный промежуточный ориентир, который используется для выдерживания направления движения.

Перед началом движения стрелку компаса ставят на тормоз. Движение совершают строго прямолинейно в направлении промежуточного ориентира, при этом ведут счет пар шагов. У промежуточного ориентира вновь определяют по компасу направление, магнитный азимут которого равен 20°, замечают какой-нибудь удаленный промежуточный ориентир и движутся к нему. Таким образом совершают движение, пока не будет пройдено 1230 м. Если курган будет виден еще до подхода к нему, последнюю часть участка проходят без промежуточных ориентиров.

Таблица исходных данных для движения по азимутам

post-4739-041745000 1332272704_thumb.gif

На точке № 2 по компасу определяют направление, азимут которого равен 330°, замечают промежуточный ориентир и начинают движение, ведя счет парам шагов. Если промежуточных ориентиров на местности нет, например в лесу, пустыне, степи, то направление движения выдерживают только по компасу. На точке № 3 определяют направление, азимут которого равен 25°, и движутся в этом направлении к перекрестку дорог (точка № 4), ведя счет парам шагов.

Из приведенного примера видно, что движение по азимутам совершается путем последовательного перехода от одного ориентира к другому.

Чтобы легче выдержать направление движения, кроме промежуточных часто используют вспомогательные ориентиры. Такими ориентирами служат обычно небесные светила: Солнце, Луна и яркие звезды. При пользовании ими необходимо примерно через 15 мин проверять азимут направления движения, так как небесные светила (кроме Полярной звезды) перемещаются по небосводу. Если долго двигаться в их направлении без контроля, можно значительно уклониться от маршрута.

3. Выдерживание указанного (намеченного) направления движения и расстояния

Для выдерживания направлений движения используют также линейные ориентиры или следы от движения боевых машин (лыж).

Точность выхода к точкам поворота маршрута при движении по азимутам зависит от характера местности, условий видимости, ошибок в определении направлений, по компасу и измерении расстояний. Обычно отклонение от точки поворота, к которой надо было выйти, не превышает 1/10 пройденного расстояния, т. е. 100 м на каждый километр пройденного пути. Поэтому, если заданное расстояние пройдено, а намеченного ориентира не видно, его следует искать в пределах окружности, радиус которой равен 1/10 расстояния, пройденного от предыдущей точки поворота.

В некоторых случаях, например при движении по азимутам зимой на лыжах, пройденные расстояния измеряют приближенно по времени и скорости движения. Чтобы избежать потери ориентировки из-за неточного измерения расстояний, на точках поворота надо выбирать хорошо видимые издали ориентиры.

4. Целеуказания от направления движения

В ряде случаев, особенно в разведке, результаты, полученные при подготовке маршрута движения и замеры, проводимые во время движения, могут быть использованы и для целеуказания.

post-4739-068122300 1332273857_thumb.jpg

Целеуказания от направления движения

Например, двигаясь по маршруту, разведка достигла района в квадрате 3098. Слева по ходу движения на удалении 2,9 км обнаружена цель, угол визирования на цель равен 11-08. Для целеуказания сначала определяют свое местоположение на местности по результатам пройденного маршрута, а затем по углу визирования и дальности - местоположение цели.

Имея такие данные, местоположение обнаруженной цели при необходимости можно передать по средствам связи вышестоящему начальнику. Получив такие данные, принимающий целеуказание легко может нанести цель на свою карту, а затем принять меры к ее блокированию или уничтожению.

5. Обход препятствий

При движении по азимутам могут встречаться как естественные, так и искусственные препятствия (минные поля, лесные завалы и т. д.), которые легче обойти, чем преодолеть. Поэтому нужно уметь обходить препятствия, не теряя ориентировки.

post-4739-065524600 1332273403_thumb.gif

Обход препятствий.

а – противоположная сторона препятствия видна; б – противоположная сторона препятствия не видна.

Обход препятствий в зависимости от условий может совершаться одним из следующим способов:

При наличии видимости через препятствие (рис. а):

заметить ориентир по направлению движения на противоположной стороне препятствия;

обойти препятствие и продолжить движение от замеченного ориентира, ширину препятствия определить любым способом и прибавить к пройденному расстоянию.

При отсутствии видимости через препятствие (рис. б):

Допустим, что движение совершалось по азимуту 50° и до остановки перед препятствием пройдено 340 пар шагов.

После изучения местности было решено обход совершать с левой стороны. Определить по компасу азимут направления вдоль препятствия (от точки А на точку В), продолжить движение по этому направлению, ведя счет парам шагов до правой границы препятствия. На рисунке азимут равен 320°, а пройденное расстояние - 142 пары шагов. Сделав остановку в точке В, определяют по компасу направление соответствующее первоначальному азимуту, по которому совершалось движение до препятствия (50°) и продолжают двигаться до выхода за препятствие. Счет парами шагов ведется от точки В до точки остановки за препятствием (точка С).

На рисунке пройденное расстояние равно 238 пар шагов. Из точки С движение совершается вправо по обратному азимуту направления от точки А до точки В (на рисунке обратный азимут равен 140°) до тех пор, пока не будет пройдено расстояние, равное 142 пар шагов (на рисунке до точки Д). На точке Д определяют направление по первоначальному азимуту (50°) и прибавив к пройденному расстоянию до препятствия расстояние от точки В до точки С, продолжают движение к новому ориентиру.

Необходимо запомнить, что обратный азимут отличается от прямого на 180 градусов. Например, Ам = 330, обратный азимут будет 330-180 = 150. Ам = 30, обратный будет 180+30 = 210.

Перевод длины каждого участка между ориентирами в пары шагов: если от ориентира 1 до ориентира 2 будет 1200м., то в парах шагов это расстояние равно 1200:1,5 = 800 п.ш. (1,5 м - средняя длина 2-х пар шагов).

Если позволяет обстановка, обходить препятствия целесообразно по просекам, вдоль рек, ручьев, линий электропередачи и других линейных ориентиров, заранее определив по карте магнитные азимуты их направлений. В таком случае будет легко контролировать по компасу направления движения.

На автомобильных дорогах с твердым покрытием (автострадах, шоссе) имеется много путевых дорожных знаков. В боевой обстановке при ориентировании пользоваться этими знаками нужно весьма осторожно: противник может переставить их или заменить другими указателями с ложными надписями.

Наряду с местными предметами для контроля движения по маршруту следует использовать элементы рельефа: характерные высоты и хребты, лощины, овраги, обрывы, промоины. Это особенно важно при движении на местности, где произошли большие изменения, так как местные предметы могут быть уничтожены или созданы вновь, а основные формы рельефа останутся неизменными.

При малейшем сомнении в правильности движения во всех случаях необходимо уточнить свое местоположение тщательным сличением карты с местностью. Если сделать это в движении не удается, следует остановиться и восстановить ориентирование.

Ориентирование считается потерянным, если на местности не находят обозначенных на карте объектов и не могут определить на карте свое местоположение. Случай отклонения от маршрута и потери ориентиров возникают обычно из-за слабых навыков в ориентировании или при небрежном ориентировании, когда перестают непрерывно следить за продвижением по маршруту.

1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Компас Адрианова (Андрианова) армейский.


post-4739-043972200 1332275216_thumb.jpg


Компас Адрианова – первый российский компас с фосфоресцирующей подсветкой – состоит из корпуса, в центре которого на острие иглы помещена магнитная стрелка. При незаторможенном состоянии стрелки ее северный конец устанавливается в направлении на Северный магнитный полюс, а южный – на Южный магнитный полюс. В нерабочем состоянии стрелка закрепляется тормозом (арретиром). Внутри корпуса компаса помещена круговая шкала (лимб), разделенная на 120 делений. Цена одного деления составляет 3°, или 50 малых делений угломера (0-50). Шкала имеет двойную оцифровку. Внутренняя оцифровка нанесена по ходу часовой стрелки от 0 до 360° через 15° (5 делений шкалы). Внешняя оцифровка шкалы нанесена против хода часовой стрелки через 5 больших делений угломера (10 делений шкалы). Для визирования на местные предметы (ориентиры) и снятия отсчетов по шкале компаса на вращающемся кольце компаса закреплено визирное приспособление (мушка и целик) и указатель отсчетов.

Адриа?нов Влади?мир Никола?евич (22 февраля 1875, Санкт-Петербург – 24 августа 1938, Осташков) – русский военный картограф, конструктор компасов, художник. В 1907 сконструировал первый российский войсковой компас с фосфоресцирующей подсветкой – компас Адрианова.

Компас Адрианова иногда называют компасом Андрианова, ошибочно искажая фамилию создателя.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Когда и почему бесполезен компас?

Для современного человека компас является символом навигации и ориентирования. Но еще с детства мы помним страшный рассказ про полагавшихся на него путешественников, попавших в Африку вместо Америки. И только муха цеце помогла им в правильном ориентировании. А многочисленные рассказы о смелых разведчиках, заброшенных на задание и погибших, потому что оказались не там, где хотели? А Бермудский треугольник, в котором самолеты, летая по компасу, оказываются совсем не там, где предполагали?

Приведу еще один интересный реальный рассказ реального судоводителя. Дело было в советское время, GPS и прочих радостей жизни тогда не было, приходилось обходиться своими силами. Плавал он по какому-то большому озеру. Там иногда пользуются навигационными приборами. Дело к ночи, сгустился туман, но он решил продолжить путь. Приборы есть, карта тоже. Шел всю ночь напролет. Утром рассвело, туман рассеялся. И оказалось, что за ночь он не сдвинулся ни на метр. Просто он благополучно уткнулся носом в илистый берег и рулил, рулил…

Немного истории

Изобретение компаса приписывают китайцам. Они много столетий его использовали, но не для целей навигации, а для ориентации своих построек. Это всем известный фэн-шуй. А само слово ориентация восходит к расположению строений в сторону востока. В Древнем Риме все постройки и участки земли были прямоугольной формы с ориентацией точно по сторонам света. Все видели планировки их городов, расчерченные на прямоугольники. И собственно понятие ориентации использовалось древними только для целей строительства.

Однако навигация была всегда, на протяжении всего существования человечества, десятки тысяч лет. А компас в навигации применяется всего несколько столетий. Это говорит о том, что существовали способы для перемещения на большие расстояния без знания направления на север. Об этом говорят и старые карты. Очертания берегов там могут быть искажены настолько, что с трудом узнаются. Тем не менее, этими картами пользовались и достаточно успешно, так как известно, что древняя логистика была не хуже нынешней, разве что не такая быстрая.

Навигационные приборы

Таким образом, мы видим, что главным в навигации является определение местоположения наблюдателя. И локальных ориентиров для этого более чем достаточно. В более позднее время начали определять местоположение сначала по солнцу, потом по звездам. Появлялись специальные навигационные приборы. Они измеряли углы возвышения солнца или навигационных звезд. Армиллярная сфера, как астрономический инструмент, появилась в 6 в. до н.э. Астролябия – во 2 в. до н.э. Потом были квадранты, октанты и, наконец, всем известный секстант. Идею его создания высказал еще И.Ньютон. Однако позже он был заново изобретен в 18 веке. Все эти приборы до второй половины 18 века позволяли вычислять только широту. А долготу научились вычислять с помощью хронометра. Современные способы определения местоположения появились в 1875 году. Точное определение местонахождения требует наличия сложных навигационных приборов, точных знаний и навыков проведения расчетов, а также наличия специальных таблиц. Рядовому пешему туристу все это недоступно, хотя бы из-за тяжести. А компас при этом может играть только вспомогательную роль при поиске навигационных звезд в пасмурную погоду, когда открыт только небольшой участок неба. Хотя по азимутам нескольких объектов (теоретически достаточно двух) можно приблизительно определить свое положение на карте. Но объекты должны однозначно идентифицироваться. А если мы находимся не на этой карте, то, увы…

Для целей геодезии используются еще более точные приборы, называемые теодолитами. Они позволяют производить точные измерения углов, а иногда и расстояний между местными ориентирами. Первые точные карты были созданы именно благодаря таким приборам. А компас играл вспомогательную роль в указании севера на карте. Да и то, с ошибками из-за неравномерности магнитного поля.

Современные способы ориентирования

На самом деле и сегодня многие способы перемещения, как по земле, так и по суше не используют никаких компасов. Самый наглядный пример – это то, как мы ориентируемся в городах. Большинство людей не теряется в поездке за границу, даже не имея никаких навигационных приборов, а имея кривую бесплатную схему города, взятую в отеле проживания. На этой карте обозначены местные ориентиры, такие как улицы с названиями, площади, реки, мосты и т.д. На карте они расположены более-менее в соответствии с реальным расположением, и этого уже достаточно, чтобы на месте точно определить свое местоположение и найти нужную дорогу. И никакого севера.

Точно так же мы поступаем, когда объясняем кому-то дорогу. Пройти прямо по улице, свернуть направо, у большого дерева свернуть в подворотню и спуститься в подвал здания, где написано «Здесь был Вася».

Таким же образом поступают и при судовождении по внутренним водным путям, то есть, рекам и озерам, а также при каботажном (прибрежном) плавании. Вдоль всех водных путей специальные службы создают специальную судоходную обстановку, которая включает в себя различные ориентиры. Например, маяки на берегах морей, бакены или створные знаки, показывающие направление. Каждая лоцманская карта в альбоме внутренних водных путей ориентирована по-своему. И если их все вытянуть одну за другой, мы увидим, что эта карта не будет иметь ничего общего с топографической картой реки. Аналогично с картами древних. Их карты не имели целью показать нам красивую модель Земли, они были ориентированы на прохождение определенных путей. Только и всего.

Летчики тоже при прохождении сложных участков маршрута полагаются чаще на радиомаяки и указания диспетчеров. При посадке пользуются визуальными знаками по типу створных на воде. Компас указывает только курс на прямых участках, когда надо из Европы не промахнуться в Америку. Тут и ветер не страшен, и Бермудский треугольник. На нужном участке пути диспетчер всегда подхватит.

Применение компаса

Однако с наступлением эпохи великих географических открытий удобнее все-таки стало использовать компас, так как ранние способы навигации использовали только локальные ориентиры, такие как маяки, скалы, очертания побережий. Открыватели новых земель пошли уже в открытое море, где не было местных ориентиров. Потребовался глобальный ориентир, и им стал север, на который указывает компас.

Однако этот глобальный ориентир использовался обычно с точностью до румба. Румб – это 32-я часть окружности. С большей точностью его применять не имело смысла. В последующие годы было открыто, что магнитный север расположен достаточно далеко от географического. Открыли также, что в разных точках планеты направление магнитной стрелки может сильно отклоняться от направления на магнитный полюс за счет местных магнитных аномалий. Для целей профессиональной навигации существуют специальные карты и таблицы, показывающие эти отклонения. У рядового туриста, так же как и первопроходца 15-16 века, такого не было. Поэтому и удовлетворялись румбом.

Но такой точности хватало. От португальских берегов доплывали где-то как-то до Бермудского треугольника, напичканного островами, и там, по островам как местным ориентирам добирались до места. Кто на юг, в Южную Америку, кто на север, в Северную. Однако, и тогда, и сегодня, использование магнитного компаса несет в себе большой риск. Так как сильный ветер или течение сбивают судно с курса. Особенно часто это случалось с самолетами в бермудском треугольнике до появления радаров.

Заключение

На показанных выше примерах ясно, что реальное точное ориентирование производится либо с применением локальных ориентиров, либо с применением точных знаний по глобальным ориентирам, таким как магнитный полюс, звезды и Солнце. Последние знания рядовому путешественнику практически не доступны. Компас в привычном для нас виде используется только для целей поиска протяженных ориентиров вне поля зрения, которые нельзя миновать при всех упомянутых выше проблемах. Также надо учитывать, что выдержать прямой путь практически невозможно.

Последнее время применяются методы спутниковой навигации. Однако это все - электроприборы. Надежность их не так велика как у компаса и человеческой головы. Да и привязка карт к их показаниям оставляет желать лучшего. Лучше всего они привязаны в часто посещаемой местности, где обычно и не нужны.

Как ориентироваться без компаса? Солнце.

Для чего вообще-то нужно ориентироваться? Самый простой ответ - для того, чтобы знать, в какую сторону идти. Ситуации могут быть самые разные, и заблудиться в открытой степи так же легко, как и в дремучем лесу.

Сориентироваться означает определить три важных составляющих: направление на стороны света, собственное положение относительно знакомых населенных пунктов и местных предметов и направление движения к известным объектам. Ориентироваться на местности можно по карте или при помощи новомодного приемника GPS. Проще всего использовать компас. Но часто ли, собираясь за грибами, мы берем с собой этот нехитрый прибор?

При отсутствии карты, приемника GPS и компаса отчаиваться не стоит. Определить стороны горизонта можно и без них. Конечно, с ними было бы точнее, но «на безрыбье»… Основные наши «помощники» - это небесные светила: Солнце, Луна, звезды.

Летом в северном полушарии Солнце восходит на северо-востоке и заходит на северо-западе. В полдень оно находится строго на юге. Большую часть светового дня, примерно с 10 часов утра до 19 вечера, ласковое солнышко будет находиться южнее вас, но никак не севернее.

Более точно определить «где тут у вас север» помогут обычные, механические или кварцевые, циферблатные часы. Популярные когда-то и совершенно обесценившиеся сегодня часы с цифровым индикатором не подходят, нужны стрелки. Направляем часовую на Солнце, делим угол между ней и цифрой 1 зимой или 2 летом пополам и получаем направление на юг. Север в противоположном направлении. Наверное излишне, но напомню, что, стоя лицом к северу, восток будет справа от вас, а запад слева. Чем севернее вы находитесь, тем точнее результат. Летом в южных областях погрешность такого метода может достигать 25%. Чем севернее, тем ниже погрешность.

Можно использовать другой «солнечный» метод. Летом Солнце перемещается по горизонту с угловой скоростью около 15 градусов в час. В полдень, 14 часов по летнему «декретному» времени, оно находится точно на юге. К примеру, в 17 часов оно будет находиться соответственно, 15х(17–14)=45 градусов западнее. 45 градусов - это половина от прямого угла. Откладываем мысленно эту половину от направления на Солнце влево, и получаем направление на юг.

Кстати, все ли помнят, что время в России не соответствует поясному, а по решению советского правительства – Совета Народных Комиссаров в 1930 году переведено на час вперед? С тех пор прошло много лет, «декретное» время отменили, но затем ввели снова, на этот раз Постановлением Правительства Российской Федерации в 1992 году. Наверное, экономическая эффективность такого приема не вызывает сомнения. Этим же постановлением закрепили ежегодный переход на летнее время, и поясное стало отставать еще на один час. Именно поэтому полдень у нас не в 12 часов, а в 13 зимой и в 14 - летом.

И еще, если забыли. Прямой угол образуют максимально оттопыренный большой палец руки и указательный. Ну, почти прямой. Сойдет для ориентирования, когда транспортира под рукой нет.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now
Sign in to follow this  
Followers 0

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.