Sign in to follow this  
Followers 0
mura1895

Траншейное искусство

12 posts in this topic

Траншейное искусство

Джейн Кимбол (Jane A. Kimball)

Жестокие истребители людей и ландшафтов,

трансформированные в предметы искусства,

призванные служить напоминанием о погибших товарищах

и сувенирами для тех,кто выжил,

чтобы рассказывать свои истории потомкам.

В свободное от службы время солдаты всегда занимались изготовлением декоративных или сувенирных предметов.

Во время наполеоновских войн французские военнопленные, интернированные в британских лагерях, создавали различные замысловатые коробочки, модели и другие безделушки из кости, а также инкрустированные футляры и аналогичные предметы из плетеной соломы. В годы Крымской войны получили распространение такие интересные сувениры, как чернильницы из пушечных ядер. Солдаты во время гражданской войны в Америке украшали пороховые рожки, фляги и табакерки собственными инициалами или патриотическими изображениями, а также изготавливали игровые фишки из кости и пуль.

Моряки также имеют богатые традиции подобного ремесла, особенно в резьбе по моржовой кости и костям других морских животных.

В век прогресса на смену пушечным ядрам и другим традиционным артиллерийским боеприпасам пришли снаряды с латунными гильзами, впервые изготовленные в 1857 году. Первое широкое применение они получили в ходе испано-американской и англо-бурской войн. Типичными военными сувенирами стали снарядные гильзы с надписями «На память о войне» и батальными сценами. После нехитрой обработки снарядные гильзы превращались в вазы и другие декоративные предметы.

Первая мировая война, разразившаяся в Европе после немецкого вторжения в Бельгию в 1914 году и получившая множество других эпитетов, таких как «Великая война», «Война за прекращение всех войн» или «Война за цивилизацию», очень скоро превратилась в затяжное окопное сидение. Длительное нахождение войск в окопах и «окопная глина» явились хорошим питательным субстратом для многочисленных талантливых солдат-художников. Изготовленные ими различные предметы декоративно-прикладного искусства, изготовленные с 1914 года вплоть до послевоенного периода, как правило, называют «траншейным искусством».

post-4245-061045100 1335285860_thumb.jpg Гильза от австрийского 104 мм снаряд, 21,5 дюйма в высоту. Змея, обвивающая ствол дуба. Горельеф, тиснение. 1916 год.

Траншейное искусство – термин, вызывающий в воображении образ забрызганных грязью солдат в сырых траншеях, под градом пуль и снарядов занятых изготовлением сувениров для любимого дома. Однако это хоть и привлекательное, но ложное представление об этом виде искусства. Некоторые типы предметов траншейного искусства, например перстни из расплавленного алюминия, могли быть легко изготовлены прямо в окопах во времена затишья, но звук ударов молотка, применявшегося при изготовления многих других предметов мог спровоцировать вражеский огонь. Так что большинство предметов траншейного искусства военного периода изготовлено не на передовой, а на некотором удалении от линии фронта – находящимися на отдыхе солдатами в тылу, квалифицированными ремесленниками из числа гражданского населения, военнопленными или раненными в госпиталях, для которых это занятие было своеобразной трудотерапией.

Предметы, относящиеся к «траншейному искусству» по своему происхождению можно разделить на несколько групп:

• Трофеи или обработанные предметы военного быта, оставленные себе на память солдатами и нестроевыми чинами.

• Сувениры, изготовленные солдатами-ремесленниками во время войны.

• Сувениры, изготовленные солдатами-ремесленниками во время войны специально для продажи другим солдатам или гражданским лицам.

• Сувениры, изготовленные военнопленными для обмена на продукты, сигареты или на продажу.

• Сувениры, изготовленные в госпиталях выздоравливающими солдатами.

• Послевоенные сувениры, изготовленные для туристов, посещавших места сражений.

• Послевоенные сувениры, изготовленные коммерческими компаниями в стиле «траншейного искусства».

ВОЕННЫЕ СУВЕНИРЫ

В качестве военных сувениров солдаты и некомбатанты на Западном фронте собирали осколки снарядов, гильзы, вражеские каски и другую амуницию, военные пуговицы (ремни с нанизанными на них пуговицами получили в народе наименование Hate belt («ремни ненависти»), а также головки взрывателей или ведущие пояски от разорвавшихся снарядов. Многие из них впоследствии использовались для изготовления памятных сувениров либо самими ветеранами, либо коммерческими фирмами, оказывавшими подобные услуги.

post-4245-018708100 1335286153_thumb.jpg

Кроме того, из Франции в Великобританию за годы войны были отправлены тысячи вышитых открыток.

ГИЛЬЗЫ

Наибольший интерес для коллекционеров траншейного искусства представляют декорированные снарядные гильзы. Для поделок чаще всего использовались снарядные гильзы от стандартных полевых орудий – французских и американских 75-мм, немецких 77-мм и британских 18-фунтовых пушек, а также гильзы от снарядов больших калибров – 105-мм, 155-мм и 210-мм сухопутных и 1-, 3- и 6-фунтовых морских орудий.

Множество 75-мм и 77-мм гильз, присланных с фронта или привезенных домой, использовались как вазы для цветов.

Техника декора на таких предметах варьировалась от грубой «молоточной» отделки художников-любителей до тщательного тиснения и детальной гравировки, выполненной квалифицированными солдатами или гражданскими ремесленниками. Наиболее популярными темами были всевозможные цветочные узоры, животные, патриотические изображения, полковые эмблемы, сцены сражений и различные военные изображения, такие как самолеты, танки и артиллерийские орудия. На других гильзах наносились персонифицированные надписи с именами родных и близких. По некоторым из них можно судить о деталях военной службы. Схожие декоративные приемы применялись и в обработке меньших по размеру 37-мм гильз. Среди их преимуществ – они легко помещались в карман или в вещмешок и, соответственно, были более транспортабельны, нежели гильзы больших размеров.

post-4245-083440400 1335286245_thumb.jpg

Подробности происхождения многих из этих предметов навсегда скрыто от нас временем. Извлеченные из пыльных подвалов и чердаков большинство из этих реликвий давно забытой войны были проданы или сданы в комиссионные и антикварные магазины, другие ушли вместе с объектами недвижимости. Некоторые предметы, даже с указанием конкретных имен, подразделений, сражений или дат, ушли настолько далеко от мест своего первоначального происхождения, что теперь даже приблизительно невозможно определить, к какой из указанных выше категорий траншейного искусства они относятся.

ДРУГИЕ ПРЕДМЕТЫ ТРАНШЕЙНОГО ИСКУССТВА

Во время войны и в послевоенный период солдатами, военнопленными и гражданскими лицами было изготовлено много других предметов траншейного искусства. Некоторые художники использовали для создания сувениров металл от снарядных гильз, а также винтовочные патроны и обоймы, осколки снарядов, испорченные деревянные лопасти авиа пропеллеров и другие материалы. Очень красивые и искусные предметы получались из артиллерийских мин. Из гильз и патронных обойм часто изготавливали популярные сувениры для курильщиков – табакерки, мундштуки, зажигалки, спичечные коробки, портсигары и пепельницы.

Модели ручной работы являются великолепными образчиками «солдатского искусства». Особенно популярными были аэропланы и танки, реже можно было встретить модели артиллерийских орудий и подводных лодок.

post-4245-002778000 1335286340_thumb.jpg

Другими популярными предметами «траншейного искусства», в изобилии сохранившимися до нынешних дней, были ножи для открывания писем и резки бумаги, сделанные в форме ятаган из плоских кусков латуни, припаянных к корпусам патронов.

post-4245-045411900 1335286726_thumb.jpg

Большой интерес представляют ножи с выгравированными названиями сражений и именами их участников.

Ножи для открывания писем также делали из медных ведущих поясков или осколков снарядов, а из лома латуни и, реже, из алюминиевых деталей разбившихся цепеллинов, делали кольца для салфеток.

Широко воспроизводились в траншейном искусстве повсеместно распространенные в большинстве семей того времени ведерки для угля, гонги, совки для сахара и солонки.

Из лома латуни или дерева часто делали рамки для картин.

Дерево от авиационных пропеллеров служили сырьем для производства не только рамок для картин, но и корпусов часов.

Из латуни, алюминия или серебряных монет делали кольца и перстни.

Значки и медальоны из полковых знаков, в изобилии производившиеся солдатами и коммерческими фирмами, получили общее наименование «дорогая сердцу ювелирка», поскольку служила напоминанием тесной связи фронтовиков с их родными и близкими.

ПРЕДМЕТЫ СОЛДАТСКОГО БЫТА И ЭКИПИРОВКИ

Алюминиевые столовые приборы и фляги легко обрабатывались при помощи простого перочинного ножа или гвоздя. На них чаще всего наносились имена их владельцев и номера воинских частей, названия кораблей или военных лагерей, где проходила их служба, название посещаемых портов или сражений, в которых они принимали участие. Реже на этих повседневных предметах встречаются различные патриотические и другие изображения, превращающие их в красивые декоративные объекты.

Другим объектом солдатского художественного творчества были каски, или так называемые «жестяные шапки». Диапазон этих раскрашенных вручную предметов военной экипировки чрезвычайно широк – от касок с эмблемами дивизий, полков или взводов и всевозможных камуфлированных узоров до красивых сувенирных касок с различными изображениями военной и патриотической тематики и надписями. В американской армии традиция разукрашивания шлемов получила особое распространение в оккупационных частях в Германии. Многие «дафбои» стремились разрисовать свои каски, чтобы привезти их домой в качестве красочного сувенира в память о военной службе (doughboys – жаргонное прозвище солдат американских экспедиционных сил в Европе во время Первой мировой войны. – прим.пер). Немецкие шлемы чаще всего окрашивались в различные камуфляжные цвета и узоры, а вот британские разукрашенные каски встречаются крайне редко.

post-4245-012272700 1335286464_thumb.jpg

Сумки для противогазов иногда расшивались или разрисовывались ручкой или карандашом с замысловатыми надписями, типа: «Я нуждаюсь в тебе каждый час», «Военная невеста» или «Всегда в пути».

Рисунки на артиллерийских орудиях и аэропланах также являлись способом выражения чувств воюющих. В ходе войны зародилась живопись на фюзеляжах самолетов, достигшая своего апогея в годы Второй мировой войны в так называемом искусстве украшения фюзеляжей самолетов - «Nose art». Яркие цветовые узоры, знаки отличия и другие символы, например, пасть акулы, становились своеобразными визитными карточками боевых машин.

ИСКУССТВО ВОЕНОПЛЕННЫХ

Военнопленные c обеих сторон конфликта произвели на свет удивительное разнообразие артефактов, предназначенных в основном для продажи солдатам и гражданским лицам в окрестностях лагерей, в которых они были интернированы. В некоторых таких лагерях даже проводили художественные выставки-продажи предметов такого ремесла. Например, британцы в лагере Ruhleben, неподалеку от Берлина, занимались изготовлением предметов из переплавленных серебряных монет. Они с чрезвычайной изобретательностью использовали все, что было под рукой, в частности, делали кошельки из крысиных шкурок. Многие из этих предметов были отправлены домой в качестве сувениров для членов их семей в Великобритании.

Немецкие военнопленные в Великобритании создавали вазы для цветов и кольца для салфеток из бараньих и говяжьих костей, а пленные турки изготавливали вполне реалистичных змей и другие предметы из бисера.

post-4245-065137300 1335286803_thumb.jpg

Русские военнопленные использовали свои навыки в деревообработке и изготавливали резные коробки для сигарет и другие предметы. Члены Королевского военно-морского отдела, интернированные в Голландии, создавали различные деревянные ящики и рамы для картин. Когда удавалось добыть латунь или алюминий, многие заключенные делали сувенирные вазы, коробки для спичек, ножи для писем и другие предметы для продажи своим надзирателям или гражданским обывателям.

ИСКУССТВО РАНЕНЫХ И ИНВАЛИДОВ

Ряд учреждений во Франции, Англии и Америке специально обучали инвалидов и ослепших на фронте солдат изготовлению различных предметов домашнего обихода, например, корзин, веников и игрушек, в надежде, что они смогут зарабатывать этим ремеслом на жизнь после выписки из госпиталей и возвращения домой. Некоторые из этих организаций размещали рекламу такой продукции в печатных изданиях.

Керамика, деревянные рамы для картин и небольшие предметы, такие, как ножи для разрезания бумаги и кольца из осколков, пользовались большой популярностью. Раненные французские солдаты в форте Во (Fort Vaux) близ Вердена собирали осколки металла на полях боев и делали из них ножи для открывания писем и другие аналогичные изделия для продажи.

Чтобы избавиться от скуки выздоравливающие солдаты в госпиталях Англии и Франции также обучались различным ремеслам. Рукоделие было популярным занятием среди британских солдат. Диапазон их продукции простирается от вышитых и сплетенных из шерсти поясов до вышитых полковых эмблем.

post-4245-006664400 1335286905_thumb.jpg post-4245-067913500 1335286914_thumb.jpg

В 1916 году британское военное ведомство пожертвовало значительное количество алюминия, оставшегося от сбитого над Англией дирижабля, чтобы изготовить из него сувениры для продажи в пользу раненных сотрудников Лондонской и Северо-Западной железной дороги. Осколки от немецких самолетов передавались компании Lord Roberts Memorial Workshops для изготовления из них различных сувениров на продажу.

ТУРЫ ПО МЕСТАМ БОЕВ И СУВЕНИРЫ

Многочисленные военных корреспонденты и просто мирные жители охотно посещали места боев во время войны. Многие из этих первых «туристов» собирали на память разнообразные материальные свидетельства войны в качестве сувениров. Сразу после окончания войны появились коммерческие туры по полям сражений, которые предлагаются и по сей день. Мотивы туристов были самыми разными. Некоторые едут просто из любопытства, чтобы побывать на местах сражений, о которых они читали или слышали от очевидцев. Другие посещают их в качестве паломников, чтобы почтить память жертв той «войны за прекращение всех войн» или посетить могилы погибших родных и близких. В середине 1930-х годов в одном из путеводителей описывались эмоции тех, кто предпринял такое путешествие:

«Во время своих турне многие паломники вдруг останавливаются и иногда медитируют, вызывая в воображении картины геройских поступков, порой безвестных, и жертв, принесенных здесь, свидетелями которых была почти каждая деревушка.»

Другие туристы ехали в такие поездки, стремясь обзавестись собственными сувенирами, и туристическая компания Thomas Cook and Son в одной из своих брошюр в 1920 году сочла нужным предварить описание одного из туров следующей цитатой из Редьярда Киплинга, который потерял в войне своего единственного любимого сына:

«Долг каждого туриста относиться с уважением к духу, которым пропитано все на этой запустевшей земле, и ступать по ней с благоговением.»

Во многих знаменитых руинах Ипра пришли к необходимости установить таблички, запрещающие собирать камни и осколки зданий в качестве сувениров. Многие французы и бельгийцы под влиянием большого спроса на сувениры с Западного фронта, начали изготавливать вазы для цветов и другие предметы из артиллерийских гильз и других отходов войны для продажи нетерпеливым покупателям. Многие магазины Парижа и в других популярных туристических центров также предлагали туристам большое разнообразие предметов «траншейного искусства».

КОММЕРЧЕСКАЯ ПРОДУКЦИЯ

Многие коммерческие фирмы во время войны предлагали для продажи разнообразные сувениры.

Уже в конце 1914 года в газетах можно было встретить рекламные объявления с предложением о продаже в качестве рождественских подарков сигарных и сигаретных коробок, ювелирных украшений, рамок для фотографий, а также копий солдатских нательных жетонов для использования их в качестве медальонов с фотографией солдата или прядью его волос.

После войны военторг в Лондоне предлагал услугу по изготовлению различных декоративных предметов из привезенных солдатами с фронта гильз, предохранителей и осколков снарядов. Сувенирная лампы из частей снарядов производились на заводе в Моргане (Нью-Джерси), после того, как в октябре 1918 года там прогремел взрыв, который разрушил мощности завода по производству боеприпасов.

После войны было утилизировано или продано огромное количество избыточных военных материалов. В Бруклине некий Фрэнсис Баннерман (Francis Bannerman), шотландец по происхождению, сколотил состояние на перепродаже оставшегося от испано-американской и гражданской войн оборудования, а также на переделке ножей, штыков и другой военной амуниции в сувениры. Когда появилась возможность приобретения военных излишков после Первой мировой войны, Баннерман купил огромное количество этого материала. Некоторые из «переработанных» и собранных Баннерманом сувениров изредка появляются и сегодня в продаже в качестве предметов «траншейного искусства».

Среди самых привлекательных коммерческих предметов, изготовленных из гильз, были произведения декоративно-прикладного искусства, созданные художником Дирком ван Эрпом (Dirk van Erp), иммигрантом из Голландии, который работал слесарем на верфи недалеко от Сан-Франциско. Еще в 1900 году он начал делать вазы из отработанных гильз в геометрическом стиле с искусственно патинированной отделкой.

КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ ТРАНШЕЙНОГО ИСКУССТВА

Перечень категорий траншейного искусства, приведенный в самом начале нашей статьи, зачастую теряет четкость границ и даже почти исчезает, когда мы переходим к рассмотрению отдельных предметов. Большинство из них не подписаны: либо это не имело в то время большого значения, поскольку они были сделаны солдатами для своих близких, либо сделано на продажу из украденных снарядов и гильз, являвшихся «государственной собственностью», что, в случае расследования, могло впоследствии обернуться серьезными последствиями для художника.

Именно поэтому имена создателей этого народного искусства остаются, главным образом, неизвестными. Предметы с обозначением имени автора встречаются крайне редко. Лишь иногда можно добыть информацию о человеке, который подобрал осколки и другие подобные предметы в качестве сувениров.

Вазы для цветов из снарядных гильз, являющиеся главными объектами интереса для многих коллекционеров траншейного искусства, ценятся ими либо за их художественные достоинства, либо за изображенные на них эмблемы конкретных полков, или потому, что имеют отношение к конкретным историческим событиям или сражениям. По некоторым вазам можно установить имена и воинское звание людей, которые принимали участие в исторических событиях, наименования полков и подразделений, в которых они служили; на некоторых вазах выгравированы имена тех, для кого были сделаны эти произведения искусства.

На многих предметах можно встретить разнообразные национал-патриотические символы: Статуя Свободы, аллегорическую фигуру Британии, галльского петуха, портреты короля Бельгии Альберта и королевы Бельгии Елизаветы, изображение немецкого Железного креста. Также очень популярными были цветочные мотивы, в особенности розы, маки, ромашки, ирисы, виноград и виноградные листья, побеги плюща и листья дуба.

Одним из важных опознавательных знаков при атрибуции траншейных ваз являются заводские клейма на дне корпуса гильзы. Как правило, оно содержит информацию о заводе-изготовителе и дате производства, а также калибре. Это не означает, однако, что французские снаряды или гильзы могли быть обработаны именно французом, а немецкие – немцем. Сотни тысяч британских, французских и немецких снарядов были свалены в большие кучи металлолома по всему фронту с обеих сторон, и траншейный художник просто выбирал для заготовки любой понравившийся.

Очень популярным мотивом, как для союзников, так и для немецких художников, был Железный крест. Довольно популярным сувениром были пары гильз, с указанием даты начала войны «1914» на одной из них, и даты окончания «1918» – на другой. Иногда такие пары продавались отдельно друг от друга, так, гильзы с датой «1914» выдавались за сделанные в 1914 году. В этом случае обман легко раскрыть, если проанализировать данные заводского клейма на дне гильзы.

Гильзы декорировались с использованием различных техник обработки металлов, среди которых самыми распространенными были тиснение, чеканка, гравировка и фрезеровка (по зигзагу или спирали). Другим популярным методом отделки ваз была аппликация. Она применялась, в частности, при размещении на поверхности вазы полковых знаков или гербов городов.

Несмотря на то, что тысячи сувениров и предметов траншейного искусства было привезено домой солдатами и туристами, посещающими поля сражений после войны, многие предметы, в конце концов, по мере того, как память о войне ослабевала, перекочевывало на чердаки или в подвалы. Ветеранам часто хотелось поскорее забыть войну и они убирали с глаз долой все, что могло им напомнить пережитые болезненные переживания. Зачастую предметы траншейного искусства переставали вписываются в новый интерьер, или их мемориальное значение сходило на нет со смертью человека, который привез их домой. Огромное количество предметов было сдано в металлолом во время Второй мировой войны, когда осуществлялся массовый сбор лома латуни и других металлов для военных нужд.

Коллекционеры в 1950-х и даже 1960-х годах находили свалки металлолома, где можно было накопать множество предметов траншейного искусства.

Современным собирателям приходится искать их в основном в антикварных магазинах и комиссионных лавках, на ярмарках оружия, распродажах недвижимости, а в последнее время в киберпространстве через Интернет.

В отличие от собирателей в других жанрах коллекционирования, коллекционеры предметов траншейного искусства не страдают от обилия на рынке всевозможных «частичных репродукций», поскольку работа самодеятельного художника выполнялась им самим от самого первого удара до последнего, и, как правило, без использования каких бы то ни было деталей или дополнительных конструкций.

Учитывая богатейший выбор возможных форм и тем, начинающие коллекционеры могут без труда составить коллекцию на широкой основе с экспонатами от каждого из видов траншейного искусства. Другие могут интересоваться лишь вазами из снарядных гильз. В этом жанре также есть широкие возможности для специализации – вазы с флоральным орнаментом, полковыми эмблемами, батальными сценами и т.п. Некоторые коллекционеры, специализирующиеся на других областях собирательства, с удовольствием пополняют свои коллекции интересными предметами траншейного искусства, например, чернильницами, табакерками, зажигалками, вышивками, поделками из турецкого бисера.

Мнения коллекционеров по вопросам очистки и полировки произведений траншейного искусства, особенно из латуни, весьма противоречивы. Многие предметы, особенно пролежавшие долгие годы в гаражах, сараях, подвалах и на чердаках, могут быть покрытыми толстым слоем грязи и пыли. Кроме того, в них могут находиться посторонние включения, такие как комки застарелой грязи, старых горелых спичек и пепла, куриные перья и т.п. Большая часть пыли и грязи легко удаляется в теплой воде средством для мытья посуды при помощи мягкой пластиковой щеточки с растительной щетиной. Останется лишь покрыть поверхность тонким слоем воска «Карнуба», и предмет траншейного искусства готов к экспонированию.

Многие снаряды и гильзы, привезенные после войны, часто находили свое пристанище среди конской сбруи, каминных принадлежностей или кухонной утвари. На протяжении многих лет они усердно чистились и полировались бельгийскими или британскими домохозяйками и горничными. Это приводило практически к полному уничтожению их оригинального дизайна, что значительно снижало художественную привлекательность таких предметов для коллекционеров.

За долгие годы естественные окисления меди в латунных предметах они приобретали красивую натуральную патину. Судя по обилию рецептов финишной химической обработки металлов, на некоторые предметы траншейного искусства патина наводилась искусственно либо непосредственно при их изготовлении, либо сразу после него. Чтобы предотвратить потускнение, предметы часто лакировались, а во многих случаях лак придавал приятный оттенок. Существует также свидетельства того, что углубления в узорах на некоторых предметах заполнялись материалами другого цвета, чтобы сделать изображения более рельефными и контрастными.

Некоторые дилеры и коллекционеры очищают снарядные гильзы от окислов до их первоначального блеска. И несмотря на то, что после чистки их обрабатывают специальными защитными восками или водоотталкивающими полиролями, неравномерность естественного процесса патинирования может придать этим предметам отталкивающий вид. Поэтому помните, с удалением даже тончайшего слоя естественной патины, Вы можете безвозвратно уничтожить мельчайшие детали декора.

Подходящим способом экспонирования ваз из гильз и других изделий из алюминия являются книжные полки и стеллажи. Предметы меньшего размера, такие как зажигалки, спичечные коробки или ножи для открывания писем, удобно хранить в специальных настенных рамках фирмы Riker Display Mount или других похожих футлярах, которые позволяют, не беря предмет в руки, хорошо рассмотреть его во всех деталях со всех сторон.

Каждый предмет траншейного искусства по-своему уникален. В конечном счете, они ценны тем, что хранят память о членах семьи или друзьях, об исторических событиях прошедшей войны, о конкретных воинских частях и подразделениях, а также тем, что обладая особой уникальной индивидуальностью, являются воплощением неповторимых художественных приемов. Именно поэтому предметы, рожденные в кровавую годину неисчислимых жертв и страданий, достойны гораздо большего внимания коллекционеров, собирателей, искусствоведов.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

сам/издат для солдат окопников- пособие для изготовления фронтовых сувениров из дерева post-4245-071862100 1335287703_thumb.jpg post-4245-061529400 1335287707_thumb.jpg post-4245-073817500 1335287710_thumb.jpg post-4245-053957300 1335287713_thumb.jpg post-4245-065059300 1335288767_thumb.jpg post-4245-057608600 1335288771_thumb.jpg post-4245-096847700 1335288774_thumb.jpg post-4245-010201000 1335288778_thumb.jpg

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Позволю себе добавитьИзображение

post-2836-086101500 1335290076_thumb.jpg

post-2836-001860800 1335290090_thumb.jpg

post-2836-051762800 1335290101_thumb.jpg

post-2836-060798400 1335290121_thumb.jpg

post-2836-072750600 1335290138_thumb.jpg

post-2836-093484800 1335290157_thumb.jpg

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Добавляйте все у кого чего есть своего и чужого

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Видал, видал, как подобные вазочки в гараже под Питером на колене штампуются))ИзображениеИзображение

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Добавляйте все у кого чего есть своего и чужого

Тема создана давно уже не очень внимательно читаем форум :privetstvuu:
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Добавляйте все у кого чего есть своего и чужого

Тема создана давно уже не очень внимательно читаем форум :privetstvuu:

Была тема про новодел из гильз
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вот на днях отрыл из окопного. Сначала не придал значения гильза от ПТРС, потом пригляделся какаята она не обычная сквозь грязь проступали какие-то точечки, помыл водой и вот оно что!, герб Венгрии какие-то слова на Венгерском и самое главное выбита дата данной гравировки 25.11.1942

post-5723-074591500 1340900138_thumb.jpg

post-5723-094106600 1340900144_thumb.jpg

post-5723-087366600 1340900150_thumb.jpg

1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now
Sign in to follow this  
Followers 0

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.