Sign in to follow this  
Followers 0
новенький

Гюнтер Льютенс

1 post in this topic

post-4043-037072800 1335542586_thumb.jpg Гюнтер Льютенс родился в Висбадене 25 мая 1889 года. Очарованный рассказами о море сын торговца решил стать моряком. В 1910 году Льютенс закончил военно-морское училище 20-м в списке класса из 160 человек. В соответствии с высокими учебными достижениями Льютенса назначили на линкор. Но Льютенс никогда не любил большие корабли. Как только появилась возможность, перевелся на торпедные катера и прослужил на них всю первую мировую войну. Во времена Веймарской республики он попеременно выполнял штабные поручения и занимался морским обучением, специалистом которого считался. С 1929 по 1931 год он командовал 1-й флотилией торпедных катеров. Затем его назначили главой управления личного состава корпуса морских офицеров (1932-1934). Получив под командование крейсер “Карлсруэ”, первую половину 1935 года Льютенс демонстрировал свой флаг у побережья Южной Америки, после возвращения был начальником штаба военно-морского района Северного моря, а 16 марта Редер назначил “капитана цур зее” начальником управления личного состава Кригсмарине. Тот прекрасно справился с этой работой. Несмотря на молчаливость и мрачную внешность, друзья считали Льютенса обаятельным. Моряк оставался убежденным монархистом, никогда не пользовался нацистским приветствием, отказался носить кортик со свастикой, вместо прежнего и даже заявил письменный протест против несправедливого обращения с евреями, но командующий флотом Герман Бем положил его под сукно. В 1938 году Редер назначил Льютенса командующим разведывательными силами. В конце 1939 года контр-адмирал участвовал в минировании прибрежных вод Великобритании. В ходе Норвежской операции вице-адмирал заменял больного командующего флотом Маршалля. 8 апреля он с “Шарнхорстом” и “Гнейзенау” вышел в море, чтобы отвлечь английские корабли от норвежского побережья. Линкоры сопровождали 10 эсминцев, направлявшихся в Нарвик для захвата порта. В бою с линейным крейсером “Ринаун” “Гнейзенау” получил серьезные повреждения. Не дождавшись эсминцев, которые были либо уничтожены, либо заблокированы англичанами в Нарвике, Льютенс благополучно вернулся на базу. 18 июня 1940 года Льютенс сменил Маршалля на посту командующего флотом. Редер назначил его, несмотря на то что моряк большую часть службы провел на легких кораблях. 20 июня в 4 часа утра Льютенс вывел “Гнейзенау”, “Хиппер”, “Нюрнберг” и эсминец из Тронхейма в рейд в Атлантику. Через 7 часов торпеда, выпущенная британской подводной лодкой, сделала огромные пробоины в носу флагманского корабля “Гнейзенау”, прошив оба его борта. Операция была сорвана, и эскадра вернулась в базу. Гросс-адмиралу Редеру импонировало, что Льютенс, как моряк старой школы, готов исполнить любой приказ. 1 сентября он произвел Льютенса в адмиралы. В декабре ремонт “Гнейзенау” завершили. Льютенс вышел на нем и с “Шарнхорстом” в поход, однако жестокий шторм повредил корабли. Пришлось вернуться. Только с третьего раза кораблям удалось выйти в Атлантический океан весной 1941 года. Они обнаружили английский конвой, атаковали его и успели потопить 13 торговых судов и танкеров, прежде чем подоспел английский линкор “Родней” с охранением. Льютенс отошел, не принимая боя, и утром 23 марта 1941 года прибыл в Брест. 26 апреля Льютенс получил приказ отправиться в очередное крейсерство по Атлантике на новом линейном корабле “Бисмарк” в сопровождении крейсера “Принц Ойген”. Адмирал возражал против отправления 2 разнотипных кораблей и предложил подождать 4 месяца. За это время должны были быть закончены ремонт “Шарнхорста” и тренировки экипажа нового корабля “Тирпиц”. Соединение 3 кораблей представляло серьезную силу. Однако Редер считал, что промедление играет на руку врагу. Он полагал также, что операция отвлечет британские корабли и облегчит действия итало-германских войск в Северной Африке. Гросс-адмирал переубедил командующего флотом, и когда А. Гитлер 5 мая посетил Готенхафен (Гдыня) и выразил сомнение в целесообразности похода, Льютенс поддержал решение Редера. Фюрер не стал возражать. В SKL (штабе оперативного руководства войной на море) Льютенсу указали, что главной целью является затруднение вражеской военно-морской деятельности. Вступать в бой с врагом следовало только в том случае, если не было чрезмерного риска. В. Маршалль, которого посетил Льютенс перед походом, рекомендовал не обращать внимания на указания штаба, однако адмирал отвечал: “Нет уж, спасибо. Уже было два командующих флотом, которые лишились своих постов из-за трений с SKL, и я не хочу оказаться третьим. Я знаю, чего они хотят, и выполню все их приказы”. Льютенс вышел в море, хотя и знал, что об этом известно британскому командованию. 21 мая линкор и крейсер в фьорде южнее Бергена обнаружил английский самолет. Англичане попробовали воспрепятствовать рейдерам, когда те вечером направились в море. Вечером 22 мая в Датском проливе германскую эскадру обнаружили и сопровождали крейсера “Суффолк” и “Норфолк”, вызвавшие линейные корабли вице-адмирала Холланда. Утром 24 мая в Датском проливе произошло сражение германских кораблей с английской эскадрой из линейного крейсера “Худ” и линейного корабля “Принс оф Уэлс”. С расстояния 10 миль “Бисмарк” потопил флагманский линейный крейсер “Худ”, взорвавшийся после попадания германского снаряда в артиллерийский погреб. При взрыве только 3 человека спаслись с крупнейшего корабля королевского флота. Затем “Бисмарк” сосредоточил огонь на линкоре “Принс оф Уэлс”. Через 12 минут корабль получил несколько попаданий и, прикрывшись дымовой завесой, покинул поле боя. Командир “Бисмарка” Эрнст Линдеманн намеревался преследовать его, однако Льютенс запретил. Один из 2 попавших в корабль снарядов пробил носовую часть линкора; мазут вытекал в море, образуя масляную дорожку, а севший носом корабль снизил скорость до 26 узлов. Отправив неповрежденный “Принц Ойген” в Атлантику, Льютенс продолжил поход. Против него выслали все корабли, оказавшиеся поблизости. Среди них были соединение “Н” Соммервилла из Гибралтара и главные силы Флота метрополии - соединение Тови. Уже вечером 24 мая самолеты с авианосца “Викториес” атаковали “Бисмарк”, но единственная попавшая торпеда не нанесла заметных повреждений. При ухудшающейся погоде утром 25 мая крейсера потеряли радиолокационный контакт с “Бисмарком”. Англичанам удалось перехватить радиодонесение, которое Льютенс отправил в Берлин. Правда, германскому адмиралу повезло. По неверным данным радиопеленгации самолет выслали не в ту сторону. Утром 26 мая линейный корабль обнаружили с летающей лодки “Каталина”, но торпедоносцы с авианосца “Арк Ройял” соединения “Н” по ошибке атаковали свой крейсер “Шеффилд”. Вечером торпедоносцы “Суордфиш” с эскадры вице-адмирала Соммервилла сбросили множество торпед, одна из которых повредила рули “Бисмарка”. Отремонтировать их не удалось. Тови собирался прекращать погоню, так как на английских кораблях кончалось горючее, но удачное попадание побудило его продолжить охоту. 27 мая англичане атаковали “Бисмарк” большими силами. После неудачных торпедных атак эсминцев 2 линкора и 2 крейсера обстреливали “Бисмарк”. К 10 часам линкор, расстреляв боезапас, прекратил огонь, но держался на воде, хотя получил еще попадания снарядов и двух торпед. Тови был вынужден отойти с эскадрой, на которой закончилось горючее. Германское командование приказало оставить и затопить корабль. Крейсер “Дорсетшир”, продолжавший обстреливать “Бисмарк”, выпустил еще две торпеды. Линейный корабль пошел ко дну в 10 часов 40 минут 27 мая, не исчерпав запаса живучести, несмотря на многочисленные попадания снарядов и торпед. Последний раз Льютенса видели утром, когда он со штабом направлялся на мостик. Адмирал казался необычайно спокойным и не отвечал на приветствия подчиненных. Скорее всего, флагман погиб в пламени, которое охватило мостик около 9 часов. Маршалль высказал мнение, что Льютенс и командир корабля капитан 1-го ранга Линдеман отказались спасаться. Из состава экипажа “Бисмарка” англичане подняли из воды только 110 человек. 2100 человек погибли, включая весь штаб флота. О Льютенсе хорошо отзывались знавшие его. Один из отставных офицеров считал, что его способности были принесены в жертву субординации.
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now
Sign in to follow this  
Followers 0

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.